Введение:
Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и в быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению различных чертежей – задача общегосударственного масштаба.
В процессе преподавания черчения учителю приходится все время оперировать новыми, ранее незнакомыми учащимся понятиями, а, следовательно, и терминами. Эти понятия должны быть прочно усвоены учащимися при изучении черчения. С другой стороны запоминание их влияет на процесс усвоения учебного материала, так как возникает необходимость переосмысления теоретических понятий в приложении к практической графической деятельности.
Что касается количественной стороны необходимых понятий, ее характеризуют два слова – достаточно много. Но, к сожалению, «дозировать» их в равной степени по темам не представляется возможным.
Трудности, возникающие в процессе обучения связаны с тем, что учащиеся должны овладевать новыми понятиями, в то время как старые сведения, на которые опираются новые, усвоены неглубоко или чисто формально, а порой и подзабыты.
Глава 3:
Появление технической терминологии связано с изобретениями человека.
С глубокой древности человек стремился к изобретению предметов, облегчающих его жизнь, это влекло за собой появление новых слов, терминов и понятий. Первые изобретения человечества появились четыре тысячи лет назад. Запатентованные же открытия начинают распространяться с раннего средневековья, когда появились труды Галилео Галилея, Нико- лая Коперника, Иоганна Гуттенберга, Роджера Бекона и других ученых.
Первые термины мы встречаем в чертежах Леонардо да Винчи, где он конструировал различные машины, это и летательные аппараты, военные машины и многие другие проекты этого гениального изобретателя. С развитием человечества открывались новые идеи, конструкции и приспособления, состоящие из различных деталей, которым требовалось дать название.
Впервые с технической терминологией мы сталкиваемся в истории изобретения паровых машин. Практически использовать энергию пара стали в конце семнадцатого века. Французский физик изобрёл кастрюлю для приготовления пищи на пару, под давлением. Он видел, как сжатый пар с силой вырывается из предохранительного клапана кастрюли. Это навело на мысль – создать машину с поршнем, приводимым в движение силой пара. В объяснении устройства машины Папена уже входят технические термины: «поршень», «цилиндр», «насос».
В одна тысяча семьсот шестьдесят пятом году Джеймс Уатт изобрел надежную и мощную паровую машину, а в одна тысяча восемьсот двадцать девятом году Джордж Стефенсон вместе с сыном Робертом изобрёл первый паровоз [1, c.56].
-45-
С момента изобретения простейших механических часов и до нашего времени для создания любого изделия необходим чертеж. Он должен отражать внешний вид изделия и его конструктивные особенности. История двадцатого века насыщена появлением новой техники.
В конце девятнадцатого века быт людей, особенно в городах, начал быстро изменятся. Прежде всего – в дом пришло электричество. Водопровод и центральное отопление избавили человека от множества трудов и забот. Телефон сближал людей, а граммофон развлекал. В домах зазвучало радио. В тридцатые годы начались телевизионные передачи.
Затем проигрыватели и магнитофоны сменили граммофон. В семидесятые годы в квартирах появились персональные компьютеры. Развитие техники неумолимо влекло за собой появление новых технических терминов.
Термин – слово или словосочетание – название определенного понятия из области науки или техники.
Заключение:
Посещая уроки и проводя уроки черчения, стало заметно, что очень редко в речи учителя и учеников встречается техническая терминология. Каждая деталь, а также каждый элемент детали носит определенное название. В этом заключается содержание учебного материала технической терминологии и методы его изучения должны быть научными. Иначе школьники не смогут овладеть научными знаниями и активно участвовать в процессе производства. Отсюда необходимость изучения технической терминологии как исходного положения, определяющего связь с производством [20, 37].
Практика показала, что в силу ряда причин в школьных программах никогда не удается достичь такого положения, как полноценное изучение технической терминологии, как бы это ни было желательно. Большей частью знакомство с тем или иным термином происходит раньше или позже, чем это необходимо.
Именно в силу этой причины необходимо как можно точнее определять тот минимум понятий, которыми учащиеся должны овладеть для сознательного усвоения знаний по технической терминологии [3, 93].
Проведенный анализ литературы и практика уроков дают нам представление уровня знаний о технической терминологии. Для усвоения знаний курса черчения необходимо в полной мере владеть технической терминологией и изучив классификацию понятий, создается необходимость в разработке словаря-справочника по технической терминологии и рабочей тетради для учащихся. Попытка подобной классификации важна уже тем, что помогает учителю ориентироваться в многообразии понятий и постепенно, не рассчитывая на мгновенный успех, вводить ее в употребление. Подсчет количества терминов и общая качественная их характеристика показали сложность задач, которые стоят перед обучением черчению.