Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Название работы: Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5

1.1. Понятие интереса 5

1.2. Искусство – как средство эстетического воспитания 19

1.3. Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23

Выводы по главе 1 32

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию

интереса младших школьников на уроке музыки 35

2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35

2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42

2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49

Выводы по главе 2 52

Заключение 54

Библиографический список 56

Приложения

Выдержка:

Введение:

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил [37,4]. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.

На основе выше сказанного мы сформулировали тему выпускной квалификационной работы: «Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству».

Весомый вклад в развитие познавательного интереса внесли работы Б.Г.Ананьев, Н.Ф,Добрынин, Н.А.Менчинская, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, Д.И.Писарев и других. Большую роль в разработке новых идей по развитию интереса младших школьников к музыкальному искусству сыграли Б.М.Теплов, Г.С.Ригина, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский и другие.

Цель исследования: рассмотреть в теории и практике развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству.

Объектом исследования выступил процесс обучения младших школьников.

Предметом исследования явились уроки музыки.

Глава 2:

В образовании сейчас преобладает ориентация на индивидуальность и личность ребенка, а не на усреднённые нормы «обученности» и «воспитанности». Но он еще остается косным, неповоротливым, изменяется скорее внешне, а не по существу, и все таки изменяется. Поэтому проблемы условий и критериев эффективности современного обучения вызывают у исследователей и учителей, с одной стороны, обостренный интерес, с другой – значительные трудности. В педагогической психологии начата работа над критериями эффективности усвоения учебного материала школьником как субъектом учения. (И.С.Якиманская и др.). Трудно разделить педагогические (дидактические, частнометодические) и психологические критерии. Посредством действующих сейчас педагогических критериев оценивается, как правило, результат усвоения учебного материала – полное и правильное воспроизведение знаний и умений школьниками в разных ситуациях, эти критерии носят в основном количественный характер [36,25].

С психологической позиции результаты обучения рассматриваются на основе определения уровня психологического развития ребенка: формирующихся в ходе обучения новообразований (познавательной мотивации, научного мировоззрения позиции субъекта познавательной деятельности и т.д.), расширения «зоны ближайшего развития» и его отдаленных перспектив; формирования разных видов деятельности, произвольности поведения и рефлексии на него. (Л.С.Выгодский, Л.И.Божович, В.В.Давыдов).

Развитие музыкального интереса у детей младшего школьного возраста мы рассмотрим с педагогической позиции (на основе уровня знаний, умений, навыков детей). В этой связи проведем исследование в первом классе Куртамышской основной общеобразовательной школы.

Ход данного исследования начался в сентябре 2003 и длится уже полтора года. Проводя данное исследование нам хотелось выяснить, каков уровень сформированности музыкального интереса у детей пришедших в первый класс; и как повышается этот уровень в течении целенаправленной работы.

Итак, вначале был проведен констатирующий эксперимент, основной задачей которого является:

- измерение наличного уровня сформированности музыкального интереса учащихся;

- определение ведущего вида музыкальной деятельности детей на уроке музыки.

В эксперименте принимало 15 детей – первоклассников. Оценка уровня развития интереса проводилась по пятибалльной системе.

Развитие музыкального интереса ребенка младшего школьного возраста.

Изучение процесса и перспектив развития музыкального интереса учащихся при помощи перекрестных методик показало, что в классных коллективах младших школьников на развитие интереса влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная их жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовой коммуникации.

В результате проведенного исследования в классном коллективе (1 класс) выявлены различия учеников, как по уровням, развития музыкального интереса, так и по характеру.

Заключение:

Музыкальное образование и воспитание учащихся сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно – педагогических исследований. В начальной школе закладываются основы музыкального образования, поэтому в настоящее время вырос интерес к проблеме музыкального развития детей в среде педагогов, что обусловлено стремлением найти новые эффективные механизмы взаимодействия с личностью учащегося для достижения эффективных результатов в процессе музыкального образования.

В ходе проведенного психолого – педагогического исследования была изучена и проанализирована степень разработанности проблемы по развитию музыкального интереса у младших школьников в педагогической теории и практике, а также были определены теоретико – методологические основы исследования. В ходе изучения психолого – педагогической литературы нами был сделан вывод о том, что педагогу не просто сориентироваться в огромном количестве публикации по развитию интереса и упорядочить с точки зрения учителя поток разноречивых мнений и теорий в области музыкального образования младших школьников. Мы попытались проанализировать многозначные понятия, выстроить трактовку интереса, которая в наибольшей степени отвечала бы потребностям музыкально – педагогической практике.

Интерес – это избирательная направленность внимания человека, проявление его умственной и эмоциональной активности, активатор разнообразных чувств, особый сплав эмоционально – волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека.

Интерес можно назвать ведущим побудителем деятельности человека. Через интерес мы проникаем в процессы взаимодействия субъекта и объекта, в механизмы деятельности и рассматриваем её как бы изнутри.

Похожие работы на данную тему