Развитие патриотизма у учащихся 6 классов на занятиях кружка по художественной обработке древесины

Название работы: Развитие патриотизма у учащихся 6 классов на занятиях кружка по художественной обработке древесины

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 6

1 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА 9

1.1 Сущность понятия «патриотизм» 9

1.2 Подходы к развитию патриотизма во внешкольных учебных заведениях 14

1.3 Психофизиологические особенности учащихся 6-х классов 17

2 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА В КРУЖКЕ 21

2.1 Проектирование технологии обучения по художественной обработке древесины 21

2.2 Выбор методов, форм, средств и условий обучения 30

2.3 Определение функциональных требований к средствам обучения 36

3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА 48

3.1 Определение конструкторско-технологических и эксплуатационных требований 48

3.2 Конструирование средства обучения 56

3.3 Разработка технологии и изготовление средства обучения 61

4 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 66

4.1 Разработка методики экспериментальной работы 66

4.2 Организация и проведение эксперимента 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81

Выдержка:

Введение:

Какие бы катаклизмы ни сотрясали наше государство, Россия все сможет вынести, всегда сумеет выстоять, если потомки будут верны памяти отцов, если научатся делать правильные выводы из уроков истории, если такие понятия как «патриотизм» станут мерилом их жизненных поступков и устремлений. А этот фундамент, разумеется, возникает не вдруг. Он складывается постепенно от столетия к столетию, от поколения – к поколению. И сегодня такое созидание пронизано прежней степенью важности. И особая доля ответственности за него возложена на нас, будущих преподавателей и учителей, как воспитателей моло-дого поколения. Главенствующее место в воспитании патриотизма, как и дру-гих составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отра-жение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Ради-щева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. Советская педагогика рас-сматривала вопросы патриотического воспитания в аспекте общественной на-правленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В.А. Сухомлинский в книге "Воспитание гражданина" уделяет внимание формиро-ванию гражданской позиции ребенка, роли социальных институтов и организа-ций в воспитании патриотизма у подрастающего поколения [25, с. 52]. Воспи-тание патриотизма не утратило актуальности и в современном научно-педагогическом поиске. З.И. Равкин говорит о предоставлении свободы челове-ку для созидательной творческой деятельности, позволяющей освободиться от власти низших ценностей в пользу высших и бороться за их осуществление в жизни. "Эта борьба формирует приоритет духовных, нравственных ценностей, гражданственность, возвышает личность…" [8, с. 32]. В условиях школы пат-риотизм традиционно формируется в ходе работы с историче¬скими материала-ми, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, под-виги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качест-ва госу¬дарственных, политических и общественных деятелей и др.; неприми-римость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Именно этим обусловлена актуальность выбранной те-мы работы.

Проблемой, поставленной в работе, является то, что в современном воспи-тательном процессе недостаточное внимание уделяется воспитанию патрио-тизма у школьников.

Глава 4:

Для изучения воздействия по воспитанию патриотизма мы также провели лингвистический эксперимент, предложенный известным исследователем в об-ласти межкультурной коммуникации С.Г. Тер-Минасовой [6, .с 17], суть кото-рого заключается в том, что школьники должны записать первые пять слов, ко-торые приходят им в голову по ассоциации с названием России и ее народа.

Этот эксперимент подтвердил увеличение статуса патриотизма. После формирующего эксперимента школьники, говоря о России, на втором месте по частотности дают слова родина и патриотизм. На первом же месте идут слова великий, огромный, необъятный, что, по существу, также ассоциация с роди-ной, с Россией. Также в ответах изобиловали эмоционально окрашенные слова, обозначающими край, страну, родина, родная страна, отечество, отчизна.

С целью фиксации уровня патриотизма в экспериментальном и базовом классах был использован модифицированный вариант тематического апперцеп-тивного теста (ТАТ). Авторы методики - X. Морган и Г. Мюррей [12, с. 40]. Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообра-зить любую картину. В используемых изображениях представлены относитель-но неопределенные ситуации, характеризующие события из истории России, допускающие их неоднозначную интерпретацию Обычно обследование прово-дится в два этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем один день. Испытуемому предлагают придумать небольшую исто-рию о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта си-туация закончится.

Для анализа результатов методики использовались, прежде всего, высот-ные характеристики уровня патриотизма. Для этого длина шкалы делилась на 3 равные части и профиль рассматривался как высокий, низкий, средний или смежный между названными зонами, в зависимости от локализации 2/3 отметок на шкалах, при соответствии данных беседы графической картине. Учитыва-лись: общий профиль по всем шкалам; устойчивость уровня патриотизма по шкалам.

Высокой локализации соответствовала степень сложности от 12 до 9, средней от 8 до 5, низкой – от 4 до 1. В зависимости от принадлежности 2/3 вы-боров к определенной зоне, уровень патриотизма рассматривался как высокий, средний или низкий. Если 2/3 выборов локализовались в двух смежных зонах, уровень патриотизма рассматривался как средне-высокий или средне-низкий.

Устойчивость диагностировалась по плавности перехода от уровня к уров-ню – при наличии 3 и более выборов с амплитудой 3-4 шага, уровень патрио-тизма рассматривался как неустойчивый, исключались лишь первые выборы, где испытуемый «просматривал» диапазон сложности.

Заключение:

В данной работе была разработана педагогическая технология развития патриотизма у учащихся 6-х классов в образовательной области «Технология».

Мы высказали гипотезу, что патриотизм будет развиваться, если:

 учебная программа и педагогическая технология ориентирована на про-цессе деревообрабатывания, присущие российскому менталитету;

 средства образования способствуют повышению культурной значимости предметов быта, изготовленных из древесины.

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историче¬скими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитываю-щими нравственные качества госу¬дарственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам госу-дарственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Среди духовных качеств российских граждан особое место занимает лю-бовь к Родине, высочайший патриотизм. Патриотизм – одно из самых устойчи-вых, неистребимых и священнейших чувств человека.

Содержание патриотического воспитания в учебном заведении составляет работа преподавателей, педагогов, ценностного отношения учеников к жизни, правовой культуры, толерантности и эмпатии. Особое место в этой работе за-нимает организация внеучебной воспитательной деятельности, досуга.

Патриотическое воспитание школьников в современных условиях приоб-ретает особую актуальность и значимость. Система патриотического воспита-ния предусматривает формирование и развитие социально значимых ценно-стей, гражданственности, патриотизма и интернационализма в процессе обуче-ния и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Декоративно–прикладное искусство – это обширная область искусств, ко-торая служит художественному формированию материальной среды, создавае-мой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно–образного начала. В школьных занятиях деревообработки заложен высокий по-тенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют патриотизм школьников, позволяют вооружать уча-щихся техническими знаниями, вырабатывать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профес-сии.

Целью работы по воспитанию патриотизма в кружке является разработка программы по художественной обработке древесины во внеурочной и вне-классной работе; выявить предметы быта, изготовленные из древесины, обла-дающие культурной значимостью и возможностью включения в процесс воспи-тания патриотизма у школьников.

Похожие работы на данную тему