Влияние самооценки менеджеров на мотивацию достижения успеха в профессиональной деятельности

Название работы: Влияние самооценки менеджеров на мотивацию достижения успеха в профессиональной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

82 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И МОТИВАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.8

1. 1 Определение и границы управленческой ментальности.8

1.2 Мотивация к трудовой деятельности.13

1.3 Мотивация к управленческой деятельности.31

1. 4 Влияние личностных качеств руководителя на успешность профессиональной деятельности.36

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ДИАГНОСТИКУ САМООЦЕНКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ЕЕ СВЯЗЬ С МОТИВАЦИЕЙ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.40

2.1 Программа исследования.40

2.2 Результаты исследования.44

2.3 Выводы.56

ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.76

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.79

ПРИЛОЖЕНИЯ.82

Выдержка:

Введение:

Проблема мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что мотивация является важнейшим структурным элементом в системе деятельности. Являясь стержнем психологии личности, мотивация обусловливает особенности и поведения и деятельности личности, в частности управленца-профессионала.

Вопрос мотивации деятельности личности становится еще более интересен в условиях все ускоряющихся темпов развития производства.

Управленцу следует обладать не только профессиональной, но и стратегической, социальной, функциональной компетентностью. Эффективность системы управления зависит не только от четкого выбора методов, принципов и функций управления, но и факторов, способствующих повышению интенсивности процесса управления.

Если совершить краткий исторический обзор, то понятие мотивации претерпело следующие эволюционные этапы (Таблица 1)

Глава 3:

Одной из базовых проблем в психологии является проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности. Многие авторы отмечают, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Например, Б.Ф.Ломов пишет: «Трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач».

Самооценка человека – это сложное многоаспектное явление, она может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.

Выделены два типа колебаний уровня самооценки: обусловленных изменениями представлений о себе и трансформацией иерархии шкал ценностей, по которым производится самооценивание. Конфликты между мотивами приводят к борьбе ведущих личностных смыслов, к их смене. Естественно, что это сказывается в первую очередь на сфере предпочтений. Смена смыслообразующего мотива должна сказаться также и на тех идеалах, которые человек формирует для себя. Недифференцированность смыслов приводит не только к дестабилизации иерархии шкал самооценивания, но и к более глобальному изменению образа «Я». Не значительные изменения одного какого-то аспекта образа «Я» при низкой дифференцированности могут повлечь за собой изменения и других аспектов представления о себе. Когнитивная недиффиренцированность приводит к неразличимости, рядоположенности по своей субъективной значимости шкал самооценивания, что затрудняет формирование их иерархии, а, следовательно, снижает компенсаторные функции самооценки: всякий неуспех начинает восприниматься как значимый, всякое событие – как имеющее самое непосредственное отношение к «Я». Ясно, что подобное смешение субъективных ценностей делает самооценку крайне неустойчивой, резко повышает уровень тревожности, что в сою очередь вновь препятствует различению важного и несущественного в образе «Я», и как следствие, затрудняет процесс личностного роста.

Самооценка тесно связана с притязанием личности, т.е. с уровнем трудности задач, решение которых, по мнению человека, ему по силам.

Самооценка также может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

Человек оценивает себя двумя путями: путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми.

Заключение:

Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избежание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха и уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником.

Похожие работы на данную тему