Речевое развитие слабослышащих детей

Название работы: Речевое развитие слабослышащих детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение3

Глава I. Теоретические основы речевого развития слабослышащих детей

I.1. Речевое развитие детей в норме6

I.2. Становление и развитие речи слабослышащего ребёнка 13

I.3. Условия речевого развития слабослышащего ребёнка 20

Глава II. Опытно-экспериментальные исследования речевого развития детей с нарушением слуха

II.1. Диагностика развития устной речи 36

II.2. Разработка комплексной коррекционной программы по развитию речи слабослышащих детей 54

Заключение 63

Литература65

Выдержка:

Введение:

Важным компонентом интеллектуального развития является способность человека достаточно полно осознавать и выражать в речи совершаемые действия. Эта способность представляет собой одну из форм участия речи в накоплении опыта ребенка, в формировании у него умений решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Ранняя потеря слуха у детей ведет к существенным отклонениям, как в развитии речи, так и в общем развитии ребенка. Словесная речь у таких детей не развивается совсем, или в условиях специального обучения формируется замедленно и со значительными отклонениями, препятствующими налаживанию нормальных словесных контактов с окружающими их людьми. А это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на познание слабослышащими детьми окружающего мира, на ориентировку в нем, на формирование их мышления и психики, на уровень социальной адаптации.

«При дефекте слухового анализатора страдает в первую очередь речевая зона левого полушария. Нарушается адекватное формирование мозговых структур, связанных с речевой функцией, не получающих никакой речевой информации или получающих искаженную звуковую информацию.» (49)

Вот почему при нарушенном слухе формирование речи крайне затруднено или вообще невозможно без специального обучения. Последствия первичного дефекта, если ребенок не попадает в специальные условия его обучения и воспитания приводят к глубоким нарушениям развития. (38)

Поэтому особое место в обучении и воспитании детей с недостатками слуха занимает процесс формирования речи. Уже на начальном этапе обучения речевое недоразвитие постепенно компенсируется в ходе коррекционной работы: учащиеся овладевают базисной лексикой, грамматическими средствами ее оформления. При этом используются все сохраненные анализаторы, в том числе даже незначительные остатки слуха. Однако, проблема речи до сих пор остается «проблемой проблем всей сурдопедагогики» (9). Многие известные ученые – Ф.Ф.Рау, С.А.Зыков, Р.М.Боскис, Е.Н.Марциновская, И.И.Дорофеева, Е.А.Гиндина, И.А.Теплоухова, А.Л.Лосева, Н.И.Зимкин, Д.И.Эйдмен, Е.А.Черкасова, Г.А.Каше, Н.С.Жукова, Г.В.Чиркина, Т.Б.Фяличева, Т.Б.Филичева, Ж.И.Шиф, Л.П.Носкова, А.М.Гольберг, Л.М.Быкова и другие, – занимались проблемой развития речи детей с нарушениями слуха.

Ф.Ф. Рау разработал методику первоначального обучения глухих словесной речи. С.А. Зыков в 50–е годы ХХ столетия провел исследования, которые позволили ему сделать выводы и создать новую теорию обучения языку как средству общения. В эти же годы была экспериментально доказана целесообразность более широкого использования дактильной речи как средства, помогающего речевому общению на начальном этапе обучения. Р.М. Боскис, известная в сурдопедагогике, как автор фундаментальных работ, положенных в основу классификации детей с недостатками слуха, дала глубокий анализ специфики речевого развития таких детей и наметила общие подходы к обучению языку. Важную роль в разработке эффективной системы обучения слабослышащих детей речи сыграли исследования психологов Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, Н.Г. Морозовой и других. Введение в систему обучения предметно–практической деятельности (С.А. Зыков, Г.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерова) позволило создать условия возникновения и удовлетворения потребности слабослышащих учащихся в словесной речи, тем самым было обеспечено формирование речи в условиях мотивированного поведения, что устранило опасность формального усвоения языковой системы.

Глава 2:

Слабослышащие дети лучше всего справились с заданием предлагаемые в письменной форме. Затруднения вызвали задания, предлагаемые в устной форме, так как слабослышащие дети не всегда понимали речь в чистом устном виде. Поручение «Попроси у меня карандаш» легко давалась детям по причине частого употребления на уроках и дети легко его считывали с губ.

Все дети справились с поручениями, за исключением отчета о проделанной работе. Слабослышащим детям сложно дается анализ действий и их последовательность в устном изложении. Свои ответы глухие дети сопровождали дактилем и жестами.

Задание 2. Ответы на вопросы.

Цель: оценить уровень понимания обращенной речи, выявить особенности разговорной речи.

Каждому ребенку предлагается по шесть вопросов.

1. Как тебя зовут?

2. Как зовут твою маму?

3. Сколько тебе лет?

4. Где ты живешь?

5. Какое сейчас время года?

6. Какая сегодня погода?

Ответы детей оцениваются и записываются в протокол (форма №2) дословно.

Заключение:

Воспитание и обучение слабослышащего ребенка базируется на его общей сущности как личности и социального существа и включают все сферы развития личности. Особое внимание уделяется овладению речью ввиду угрожающей или уже наступившей немоты. Это объясняется огромным значением языка для психического развития человека.

Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления слабослышащих детей раскрыто в работах Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слединой и др.

В последнее время в практике школ для детей с нарушением слуха реализуются основные требования к обучению языку по принципу формирования речевого общения. Известными учеными (Л.С. Выготский, А.Н. Леотьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.) доказано, что словесное общение рождается в совместной деятельности людей и существует для реализации задач этой деятельности. В условиях школы обучение коммуникации осуществляется в связи с различными видами деятельности, и особенно предметно–практической.

Основной формой словесного общения людей в быту является устная форма речи, которая материализована в определенной звуковой системе, доводящей содержание сказанного до слухового восприятия человека.

Дети с нарушениями слуха могут овладевать словесной речью только в условиях специального обучения.

Похожие работы на данную тему