Психологическое консультирование родителей первоклассников с задержкой психического развития

Название работы: Психологическое консультирование родителей первоклассников с задержкой психического развития

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

Глава I. Проблема психологического консультирования родителей

первоклассников с ЗПР

1.1. Исторические подходы к психологическому консультированию

1.2. Психологическое консультирование родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями

1.3. Теоретические аспекты изучения ЗПР у младших школьников

Глава II. Опытно – экспериментальная работа с семьями, воспитывающими первоклассников с ЗПР.

2.1. Социально - психологическая диагностика родителей первоклассников с ЗПР

2.1.1. Методика «Карта семьи» (Н.Н.Посысоева)

2.1.2. Анкетирование родителей (Р.В.Овчарова)

2.2. Проективный тест «Рисунок семьи» (В.К.Лосева)

Заключение

Библиографический список

Выдержка:

Введение:

Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта они необходимы. Знания в области психологического консультирования являются обязательными для практических психологов. В ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна приблизится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-консультантов.

Как учебный курс в вузах «Психологическое консультирование» предполагает три вида занятий: лекционные, семинарские и практические. Психологическое консультирование как область практики включает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов, особенностей их физического и психического развития. Для этого необходимо знать, уметь и пользоваться разнообразными универсальными и специальными психологическими методиками и тестами, поэтому задачей психологической службы должна быть диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой пси¬хического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных фор¬мах коррекционно-педагогической работы. Однако создать та¬кую службу в настоящее время по ряду объективных причин весьма затруднительно. Одна из главных причин - теорети¬ческая неразработанность многих вопросов психолого-педаго¬гических характеристик задержки психического развития в до¬школьном возрасте в сравнении с полноценным психическим развитием. Вследствие этого затруднена и разработка прикладных проб¬лем ЗПР: создание банка психолого-педагогических диагнос¬тических и коррекционных средств, методических пособий и рекомендаций в помощь педагогам, психологам и родителям, учебных по¬собий и курсов в целях профессиональной ориентации педаго¬гических кадров и др.

Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам. Эта дет¬ская категория, по данным дефектологов, составляет более 50% неуспевающих учащихся младших клас¬сов (Т. А. Власова, 1978). ЗПР начинается у них в раннем и дошкольном детстве.

Глава 2:

В данном диагностическом исследовании присутствовали не 13 детей из класса, а 11.

К достоинствам этого метода можно отнести следующее: простоту использования, возможность увидеть существующие внутрисемейные границы и наличие коалиций, а также эмоциональный фон, характерный для данной семейной системы с точки зрения каждого члена семьи.

Порядок выполнения теста предлагался следующий: первокласснику с ЗПР предлагается нарисовать свою семью карандашами на бумаге без клеточек.

При изучении рисунков нас интересовало:

1. Использование пространства листа;

2. Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи;

3. Отсутствие на рисунке автора;

4. Размер изображённых персонажей.

1. В использовании пространства листа четверо из обследуемых детей, что составляет 37%, изобразили себя на центральном месте рисунка. Это может означать принятие ребёнка в семье, что имеет большое значение для его развития. Трое (27%) детей нарисовали себя в углу рисунка и двое (18%) – внизу, что является как бы ненужным элементом в пространстве семьи. Двое (18%) детей вообще не изобразили себя на рисунке, что характеризуется отсутствием каких-либо отношений с родителями. Это является отрицательным фактором в физическом и психологическом воспитании ребёнка. Полученные данные совпадают с результатами обследования по «карте семьи».

2. При анализе отсутствия на рисунке какого-либо члена семьи мы получили следующие результаты: в большинстве рисунков – 4 (37%) присутствуют все члены семьи. Это может означать, что ребёнок хотел бы, чтобы было так, как он изобразил. Отсутствие папы наблюдается на 3 (27%) рисунках, что символизирует полное отсутствие эмоционального контакта ребёнка с ним, данного человека как бы нет в его мире. Отсутствие мамы на рисунке изобразил 1 (9%) ребёнок и 1 (9%) из обследуемых не нарисовал ни маму, ни папу, что может означать наличие бессознательных негативных чувств по отношению к отсутствующим, которые воспринимаются автором, как запретные (например ревность, агрессия). Двое (18%) из обследуемых детей не решились изобразить самих себя на рисунках, что символизирует трудность самовыражения относительно близких людей, наличие у ребёнка представлений, что его в семье не понимают или ребёнку трудно найти своё место в семейном пространстве.

3. Не смотря на различные варианты неблагополучия в семейном пространстве, в большинстве рисунков – 9 (82%) ребёнок себя изобразил, что характеризуется определённым местом ребёнка в жизни и в собственной семье.

4. При анализе размера изображенных персонажей мы получили следующие результаты: большинство обследуемых детей – 3 (28%) на рисунках изобразили маму больших размеров, чем других персонажей; на втором месте больший размер папы – 2 (18%) ребёнка; одинаковый размер всех персонажей у 2 (18%) детей; одинаково больший размер мамы и папы – (9%) ребёнок; больший размер самого автора – 1 (9%); больший размер сестры – 1 (9%) и ни одного персонажа на своём рисунке не изобразил только 1 (9%) ребёнок.

Заключение:

В результате анализа разных теоретических подходов к проблеме психологического консультирования мы пришли к следующему заключению:

Психологическое консультирование как область практики включает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов, особенностей их физического и психического развития. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Алешина, 1994).

В теории консультирования активно исследуется история и сущность психологического консультирования, цели, задачи, виды, позиции психолога-консультанта, характеристики клиентов, этические принципы и т. д., однако вопросы семейного психологического консультирования при ограниченных возможностях ребёнка рассматриваются в литературе не достаточно.

Семейное консультирование - это консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей (Р.С.Немов). Семейное консультирование осуществляется согласно следующим этапам: установление контакта, сбор информации, определение цели и психологический контакт, выработка альтернативных решений, обобщение итогов. При основных видах жалоб родителей (в сфере интеллектуального развития, поведенческой, эмоционально-личностного развития, комуникативного) выделены направления сбора анамнеза (Ю.Е.Алешина). В семейном консультировании важно невелировать влияние негативных микросоциальных и микропедагогических условий, а также учитывать особенности психофизического развития ребёнка с ограниченными возможностями.

Похожие работы на данную тему