Изучение отдельных видов памяти глухих детей младшего школьного возраста

Название работы: Изучение отдельных видов памяти глухих детей младшего школьного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Ведение

1. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития памяти детей с нарушением слуха.

1.1. Характеристика памяти психологического процесса.

1.2. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.

1.3. Виды памяти неслышащих детей и закономерности их развития.

2. Экспериментальное исследование памяти младших школьников с нарушением слуха.

2.1. Диагностическое изучение памяти неслышащих детей.

2.2. Разработка коррекционной программы по развитию памяти младших школьников с нарушением слуха.

Заключение.

Литература

Выдержка:

Введение:

На современном этапе развития дефектологии данная проблема является одной из наиболее актуальной в области сурдопсихологии.

Наиболее известные работы в области сурдопсихологии по проблеме развития познавательных процессов относятся ко вторй половине прошлого столетия, это исследования Л. В. Занкова и Д. М. Маянц, которые изучали особенности произвольного запоминания наглядного материала; М. М. Нудельман - изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании; Э. С. Бейн — константность зрительного восприятия; Ж. И. Шиф изучала особенности сравнения объектов и установления сходства глухими детьми, восприятие ими цвета; М. Е. Хватцев — развитие письменной речи и чтения у глухих школьников. И. М. Соловьев занимался исследованиями особенностей познавательной сферы глухих детей. Исследования этого времени имели сравнительный характер — особенности глухих детей рассматривались в сравнении со слышащими или умственно отсталыми сверстниками. Такой подход давал авторам возможность формулировать рекомендации, позволяющие эффективно работать с детьми всех категорий.

Перечисленные отечественные сурдопсихологи отмечают отставание в развитии видов памяти у неслышащих детей от нормы, которое составляет примерно 3-4 года. Данное своеобразие объясняет теория Л.С. Выготского, которая составлена на основе генетического принципа анализа особенностей развития детей разных категорий, показано наличие в их психическом развитии как общих, так и специфических закономерностей. Автор отстаивал тезис о единстве биологических и социальных факторов, определяющих стадиальный характер развития, согласно которому каждую стадию отличают специфические отношения между ребенком и социальной средой, в результате чего его развитие поднимается на качественно новый уровень. Своеобразная социальная ситуация развития глухого ребенка обуславливает иные сроки появления психологических новообразований, но не отменяет характерной для нормального развития их последовательности.

Глава 2:

Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной коррекционной школы-интерната №11 в городе Щадринске, в 1а классе с детьми 10-ти лет в количестве 8-ми человек.

Исследование проводилось в два этапа:

I. Наблюдение за деятельностью детей на уроке в свободное время

Цель наблюдения: Определить особенности познавательных процессов и отдельные личностные характеристики

Краткая характеристика на каждого ребенка:

1. А. Коля – эмоциональный не всегда уравновешен. Познавательные процессы на среднем уровне, мышление – наглядно действенное, коммуникабельное. Умственно отсталый ребенок.

2. И. Кристина – эмоционально уравновешена, внимание неустойчивое, память непроизвольная, мышление наглядно действенное. Не общительна, в кругу сверстников принята. Ребенок ЗПР и МЦД

3. И. Света – эмоционально стабильна, уравновешена, память внимание, мыслительные процессы на достаточно познавательном уровне. Общительна в классе принята.

4. С. Толя - эмоционально спокоен, уравновешенный, познавательные процессы на среднем уровне. В среде сверстников принят. Ребенок ЗПР и МЦД.

5. В. Настя – эмоционально уравновешенна, стабильна. Внимание память – непроизвольное, мышление наглядно действенное, наглядно образное. В кругу сверстников принята. Ребенок ЗПР и МЦД.

6. С. Илья – эмоционален, высокая двигательная активность. Познавательные процессы развиты на достаточном уровне для данного возраста. Бывает конфликтен, обидчив. Среди сверстников принят. Ребенок ЗПР и МЦД.

7. К. Женя – эмоциональный, не всегда уравновешен. Познавательные интересы на среднем уровне, мышление - наглядно действенное, коммуникабелен. Ребенок ЗПР, У.О.

8. М. Катя – эмоционально уравновешена, стабильна. Внимание неустойчивое, память непроизвольная, мышление наглядно действенное. Общительна, в кругу сверстников принята.

Вывод:

Из восьми детей эмоционально уравновешены пять, три ребенка эмоциональны, не всегда уравновешены.

Познавательные процессы развиты на достаточном уровне для данного возраста у двух детей из восьми (И. Света, С. Илья).

Средний уровень развития у шести детей (А.Коля, И.Кристина, С.Толя, В. Настя, К. Женя, М.Катя).

Половина детей (50%) имеют хорошие навыки общения со сверстниками, владеют жестовой, дактильной и словесной речью.

И.Света в отличие от других детей обладает сохранным интеллектом. Общительна, отличается высоким уровнем развития познавательных процессов по сравнению со сверстниками, успешно справляется со школьной программой.

Заключение:

Проблемой памяти глухих младших школьников занимались А. Р. Лурия, И. М. Сеченов, Л. С. Выгодский, И. М. Соловьев, Розанова Т. В. и многие, многие другие.

Данный познавательный процесс не достаточно изучен в специальной психологии, выделены лишь отдельные аспекты процесса развития памяти у данной категории детей.

В результате анализа специальной литературы выявлены особенности памяти глухих детей младшего школьного возраста. Непроизвольное запоминание наглядного материала глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников. Глухие дети имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изображению, образы предметов в меньшей степени, чем у сверстников, что позволяет использовать данный теоретический материал для разработки и построения коррекционной развивающей работы.

В экспериментальной части исследования применялись три диагностические методики: «Пиктограмма», «Исследование опосредованного и непосредственного запоминания» и игра «Чего не стало», методики сопровождались длительным наблюдением за детьми.

Похожие работы на данную тему