Развитие творческого мышления в процессе обучения чтению второклассников

Название работы: Развитие творческого мышления в процессе обучения чтению второклассников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

45 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 1.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческого мышления

1.1. Исторический анализ проблемы развития творческого мышления в процессе обучения 3.

1.2. Виды мышления 8.

1.3. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном возрасте 13.

Выводы по 1 главе 25.

Глава 2. Методика использования творческих видов работ на уроках чтения

2.1. Виды творческих работ и их реализация 27.

2.2 Методика проведения творческих видов работ 29.

2.3 Сочинительство как один из видов работ 34.

Выводы по второй главе 41.

Заключение 43.

Библиографический список 45.

Приложение

Выдержка:

Введение:

Развитие творческого мышления у учащихся в данной дипломной работе является одним из самых актуальных в педагогике, в методике обучения чтению.

В современной культуре творческое мышление – общепризнанная ценность. Его формирование и развитие – одна из часто провозглашаемых задач современной общеобразовательной школы в разных странах мира.

В мировой практике известны многочисленные педагогические поиски, направленные к тому, чтобы развивать именно мышление, творческие возможности обучаемых.

Однако для научно достоверного ответа нужны не просто отзывы или впечатления участников такого рода программ, учеников или учителей, не только мнения сторонних наблюдателей, но и результаты обследований, выполненных по стандартизованным воспроизводимым методикам.

Предметом многих исследований были особенности творческого развития младших школьников.

Исследование Н.В. Кочелаевой показало, что различные стороны творческого мышления младших школьников в процессе обучения развиваются неравномерно.

Психологи Н.А. Менчинская и Д.Н. Богоявленский указали конкретные проявления гибкости мышления у младших школьников.

Рамзаева Т.Г. в своём учебнике «Методика обучения русскому языку в начальных классах» уделила большое значение сочинительству, которое является одним из видов творческих работ.

При изучении творческого мышления использовались тесты П. Торренса. Тесты творческого мышления П. Торренса, как указывают Н.Б. Шумакова, Е.И. Шебланова могут быть использованы в исследованиях интеллектуального развития человека; при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом.

Сложность в том, что исследовательская творческая деятельность с трудом поддаётся прямому и однозначному определению и соответственно замеру. Для научной фиксации необходимы конкретные параметры, поддающиеся если не количественной, то хотя бы содержательной оценке.

Глава 2:

В любом устном пересказе или письменном изложении может быть творческий элемент, но в методике выделяются несколько видов этих упражнений, которые получили название творческих, так как собственный вклад учащихся в них выше обычного.

Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста, для развития воображения используется также словесное рисование, или иллюстративное, которое проводится по вопросам или заданиям.

Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла рассказа; могут также иллюстрироваться описания природы, портретных героев. К одному рассказу могут быть нарисованы 2-3 картины-иллюстрации: получится картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.

Вариантом словесного рисования служит так называемая «воображаемая экранизация»: детям предлагают словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед их глазами на экране.

Одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста рассказа является его инсценирование. Оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых значительное место занимает диалог и сравнительно простота обстановка. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям: читая, дети отрабатывают выразительность, выделяя слова разных персонажей.

Однако не следует преувеличивать роль изложения и отдавать им предпочтение перед сочинениями, что нередко наблюдается в практике многих учителей. Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь изложения. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои мысли самостоятельно.

К. Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал; что нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность. Подражание даёт много материала для самостоятельной деятельности, но если не было самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать 42; 342.

Заключение:

Овладение творческим мышлением и творческой деятельностью мы рассматривали как задачу образования и воспитания личности как единого целого.

Следует развивать всё, что способствует формированию качеств личности, которые обуславливает творческое мышление и деятельность, а также преодолевать всё, что мешает этому.

Чтобы развивать творческое мышление школьников в процессе обучения, учителю необходимо знать природу творчества, закономерности творческого процесса, особенности проявления творчества детей в различных возрастных периодах, условия формулирования творческих способностей школьников. Именно эти вопросы рассматриваются в данной работе. Основное внимание уделено характеристике фактов проявления и развития творческого мышления младших школьников. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. С приходом в школу, где дети получают общее образование, необходимое для творческого мышления и творческой деятельности, начинается новый этап в их жизни. Дети должны привыкать к длительному, систематическому учению. У них надо развивать чувство радости от знакомства с новыми учебными предметами и процессами деятельности. Навыки чтения должны быть столь прочными, чтобы дети могли самостоятельно усваивать новое и выражать собственные мысли. Уже в начальной школе они должны думать самостоятельно. Надо приучать их к применению изученного материала для решения задач. Коллективные формы решения задач, которые осуществляются в определённой степени «внешне», должны постепенно становиться более «внутренними».

Анализ литературы показывает, что творческое развитие в младшем школьном возрасте связано с интеллектуальным и личностным развитием. Достаточно высокий уровень интеллекта является важным фактом формирования творческого мышления младших школьников. Кроме того, проявление и развитие творчества в младшем школьном возрасте связано с особенностями личности. К личностным характеристикам, которые связаны с творческим мышлением младших школьников относятся: особенности мотивации, эмоциональной сферы, поведения, общения, само регуляции, нравственные качества, ценности личности, познавательная потребность.

Похожие работы на данную тему