Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста и детей с речевым недоразвитием и возможности их корректировки

Название работы: Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста и детей с речевым недоразвитием и возможности их корректировки

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

120 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение.3

Глава I Теоретические аспекты изучения межличностных отношений дошкольников.

1.1 Психологический и педагогический аспекты изучения межличностных

отношений детей дошкольного возраста.7

1.2 Психолого – педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня.26

Глава II Экспериментальное изучение межличностных отношений дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

2.1 Организация и методики исследования.38

2.2 Анализ полученных результатов.50

Глава III Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста и детей с речевым недоразвитием и возможности их корректировки.

3.1 Экспериментальная программа формирования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.78

3.2 Динамика формирования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.96

Заключение.106

Список литературы.108

Приложение.

Литература.

Выдержка:

Введение:

Проблема межличностных отношений дошкольников является очень важной для построения как психолого-педагогической, так и коррекционной работы с детьми, так как межличностные отношения представляют собой субъективно переживаемые взаимосвязи между детьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний детей в ходе совместной деятельности и общения.

В настоящее время интерес к изучению межличностных взаимоотношений в группах дошкольников усилился. С раннего возраста ребенок попадает в общество (коллектив детей в условиях детского сада) и его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношения с другими членами группы (Т.Б. Антоновой, Л.В. Артемовой, Т.А. Репиной, А.А. Рояк и др.).

Как отмечают многие психологи (Л.И. Божович, Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский и др.) дошкольный возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления в реальных отношениях детей норм сотрудничества, товарищества, что вырабатывается только в условиях развития взаимоотношений. Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих исследованиях. [А.И. Аржанова, Л.И. Артемова, Т.А. Власова, В.Я. Воронова, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, А.А. Рояк, Л.Г. Соловьева и др.].

Межличностные отношения детей с нарушениями речи изучены в гораздо меньшей мере. В то же время их изучение приобретает все большую актуальность. При формировании у детей активной позиции, умения самостоятельно добиваться целей, строить адекватные отношения с окружающими людьми, так как из-за речевого дефекта у них нарушен процесс установления контакта с другими людьми, возникают негативные особенности межличностных отношений, что затрудняет их социальную адаптацию.

Одновременно с этим отмечается малая исследованность данного феномена, недостаток научно обоснованной информации о межличностных отношениях детей с нарушениями речи и путях их познания. Это порождает противоречия между запросами практики обучения и воспитания таких детей и малой освещенностью этой проблемы в теории специальной педагогики и психологии.

Глава 3:

Обработка результатов исследования экспериментальной группы (дети старшего дошкольного возраста) показала, что деловые отношения, складывающиеся между детьми в игре и других видах деятельности существенно изменились. Так ведущей стратегией поведения детей экспериментальной группы является положительное подчинение (85%). Отрицательное подчинение составляет 15%. Отрицательное доминирование в качестве ведущей форм поведения по отношению к сверстникам не использует ни один ребенок экспериментальной группы. В данной группе выделяется активное ядро (дети с положительным доминированием). Эти дети способствуют организации совместной деятельности. Эти данные говорят о том, что в ходе апробирования «Экспериментальной программы формирования межличностных отношений» дошкольники экспериментальной группы научились находить для себя стратегию поведения, обеспечивающую успех в совместной деятельности. А успех совместной деятельности ведет, в свою очередь, к повышению положительного отношения к человеку (в данном случаи к ребенку) со стороны группы.

Исследовав оценочное отношение детей экспериментальной группы с помощью методики № 3 (см. 2.1.). Ответы детей заносились в таблицу № 18. В этой таблице мы произвели подсчет положительных, отрицательных и нейтральных оценок, данных каждым ребенком всем сверстникам.

Заключение:

Проанализировав полученные результаты и изучив литературные источники мы убедились, что дошкольный возраст является важнейшим этапом закрепления в реальных отношениях детей норм сотрудничества, товарищества, развития взаимоотношений при групповом общении (Л.В. Артемова, Т.А. Репина, А.А. Рояк и другие). В группе детского сада, как в первичной социально – психологической общности, дети приобретают практический опыт установления межличностных отношений.

Проблема изучения межличностных отношений старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является малоизученной и актуальной.

В нашем исследовании мы опирались на такие составляющие межличностного взаимодействия, как личностные отношения, деловые и оценочные отношения.

Анализ результатов исследования межличностных отношений старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня показал, что для них характерны: негативизм, проявляющийся в отрицательном отношении к общению с нормально развивающимся сверстником, в неумении использовать положительные формы поведения; замкнутость, проявляющаяся в низком количестве социальных контактов; неадекватная самооценка (в 68% случаев занижена самооценка), вытекающая из несформированной способности адекватно оценить сверстника.

Все эти особенности затрудняют установление контактов при общении, социальную адаптацию старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Изученные нами общие закономерности и специфические особенности развития личности дошкольников с общим недоразвитием речи показали необходимость развивающей работы по направленному формированию межличностных отношений в группе детей и развитию коммуникативных навыков.

Разработанная нами экспериментальная программа формирования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня направлена на создание психолого–педагогических условий, способствующих эффективному формированию межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Похожие работы на данную тему