Эмоциональное состояние женщин во время беременности

Название работы: Эмоциональное состояние женщин во время беременности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

81 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

"Введение. 2

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию материнства. 6

1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной психологии. 6

1.2. Физиологические и психологические особенности протекания беременности. 17

1.3 Факторы и условия изменения эмоциональной сферы женщин в период беременности 39

2. Эмпирическое исследование изменения эмоциональной сферы беременных женщин. 43

2.1. Методы и методики исследования. 43

2.2. Результаты экспериментального исследования. 47

2.3. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы беременных женщин. 56

Заключение. 68

Список литературы. 71

Приложения 75

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что во время беременности в организме женщины происходит множество изменений. Эти изменения носят адаптационный характер и затрагивают как физиологическую сферу, так и психологическое состояние беременной женщины.

К беремен¬ности адаптируются не только физические функции организма, но и психология женщины. На отношение женщины к беремен¬ности и родам оказывают влияние различные факторы, в том числе социальные, морально-этические, экономические и др. Это отно¬шение зависит и от особенностей личности самой беременной. Как правило, у женщин при беременности изменяется эмоцио¬нальное состояние. Если в первой половине беременности боль¬шинство женщин беспокоят забота и тревога о собственном здо¬ровье, то во второй половине, особенно после шевеления плода, все мысли и заботы направлены на благополучие плода, который начинает восприниматься как отдельно существующее лицо. Буду¬щая мать часто обращается к нему с ласковыми словами, она фан¬тазирует, наделяя ребенка индивидуальными особенностями. На¬ряду с этим у женщины появляется чувство утраты своих прошлых привязанностей и привычек в угоду предстоящему материнству, возникают сомнения относительно потери привлекательности, из¬менений во взаимоотношениях с мужем.

Характерологический портрет полноценно функционирующей женщины, зрелой матери включает следующие необходимые и достаточные черты: открытость опыту (включающую в себя телесную, эмоциональную и интуи¬тивную рефлексию, внутренний опыт переживаний), бытие «здесь и те¬перь» (умение оценить настоящий момент), ответственную свободу (чув¬ство свободной воли и контроля над жизнью), саморефлексию; творческую адаптивность, осознание собственной индивидуальности (уникальности существования, умение быть самой собой), социальную интегрированность, духовность.

Рассматривая влияние беременности на личностные характеристики беременных, необходимо отметить эмоциональную нестабильность беременных и самоуверенность, консерватизм и недисциплинированность, безразличие к удачам и неудачам.

Глава 2:

Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается.

Анализ результатов показал значительную диагностическую ценность рисуночного теста, который устойчиво сочетается со всеми другими показателями. Следует учесть, что рисунки удалось получить не от всех испытуемых, обработка результатов позволяет предположить, что обнаруженные соответствие могут быть еще более выраженными.

Полученные данные позволяют заключить, что для первого триместра беременности в рисуночном тесте нормальными являются незначительные симптомы тревожности, неуверенности в себе, конфликтности. Выраженные проявления этих качеств отражают неблагополучие в отношении к беременности и материнству.

Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка:

• отсутствие на рисунке себя

• отсутствие на рисунке ребенка

• замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное

• ребенок «спрятан» в коляске, кроватке, животе матери

• изоляция ребенка

• пространственная дистанция матери с ребенком.

Результаты исследования уровня невротизации и психопатизации показывают, что всем беременным в целом присущ достаточно высокий уровень невротизации и психопатизации.

При сравнении результатов замужних и одиноких беременных женщин, были получены следующие результаты:

Заключение:

Неопределенность социальных и экономических перспектив, незащи¬щенность личности, снижение жизненного уровня и страх за своих близких приводит к модификации демографического поведения. Люди начинают отка¬зываться от желаемых детей, откладывать их рождение до лучших времен. Вместе с тем, особую тревогу в связи с ухудшением экологической си¬туации в России вызывает катастрофическое ухудшение здоровья россиян, включая и проблемы, связанные с изменением генофонда нации, снижением деторождаемости, ростом смертности среди новорожденных и заболеваемо¬стью среди детей.

На этом фоне весьма актуальным становится изучение психологических особенностей женщины в период беременности.

По¬мимо усилий, направленных на улучшение со¬циальной сферы взаимо¬отношений между беременной женщиной, родите¬лями родившегося ребенка и государством, нельзя обойтись без применения на¬учно обоснованных, выверенных практикой индивидуальных психотерапев¬тических подходов к ра¬боте с каждой конкретной женщиной, которая гото¬вится стать мате¬рью. Тем более, что беременная женщина является непосред¬ственной продол¬жательницей рода, а в совокупности – основой и предпосылкой сохранения здоровой и полноценной нации.

Рассматривая состояние научной разработанности проблемы, необ¬ходимо отметить, что в последнее время отечественными и зарубежными учеными проведен ряд исследований, направленных на решение вопросов, связанных с анализом проблем беременной женщины и здоровьем рожден¬ных ею детей (Бойко В. В., Брусиловский А. И., Брутман В. И., Воро¬нина О. Л., Грофф С., Дзарасова И. В., Ениколопов С. Н., Медков В. М., Ни¬конорова Е. В., Никольс Л., Панкратова М. С., Северный А. А., Сиро¬тенко Ю. В.).

Исследования этих авторов в основном посвящены собственно медико-биологическому, психофизиологическому и социально-психологическим ас¬пектам беременности. В них нашли обобщение результаты социологического об¬следования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей (Брут¬ман В. И. и др., 1994); рассмотрены аспекты дифференциации отдельных ком¬понентов рождаемости на ранних этапах формирования семьи (Тольц М. С., Оберг Л. Я., 1983); освещены особенности контрацептивного поведения мало¬детной семьи (Дзарасова И. В. и др., 1985); показан опыт гендерного подхода к проблемам женщин и мужчин на пути к устойчивому развитию общества (Никонорова Е. В., 1997); проанализирована готовность женщины к материн¬ству через факторы и условия психологического риска для будущего развития ребенка (Копыл О. А. и др., 1993); раскрыты мотивы сохранения беремен¬но¬сти в условиях современной российской действительности (Боровикова Н. В., 1997) и особенности мотивации деторождения при невынашивании беремен¬ности (Гармашева Н. Л., Константинова Н. Н., 1996); представлены методиче¬ские материалы для занятий в школах беременных и матерей (Полчанов С. А. и др., 1970); проанализировано развитие психики ребенка в зависимости от периода внутриутробной жизни (Аршавский И. А., Брусиловский А. И., Грофф С., Никитины и др.).

Похожие работы на данную тему