Клинико-психологические проявления тревожности и агрессивности в дошкольном возрасте и меры профилактики.

Название работы: Клинико-психологические проявления тревожности и агрессивности в дошкольном возрасте и меры профилактики.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

стр.

Введение. Актуальность проблемы. 2

I. Понятие о тревожности и агрессии, причины и факторы, способствующие их возникновению

1.1. История учения о тревожности и агрессии. 5

1.2. Семейные отношения при тревожности и агрессии. 13

1.3. Структура семьи при тревожности и агрессии. 19

1.4. Особенности воспитания, как причина формирования тревожных и агрессивных расстройств. 21

1.5. Преморбидные черты характера детей. 28

1.6. Основные формы тревожности и агрессии, встречающиеся в детстве. 34

II. Использование игротерапии в психокоррекционном процессе

2.1. Основные направления в современной игровой терапии. 40

2.2. Организация процесса игровой психотерапии с детьми. 48

III. Материалы и методы исследования

3.1. Характеристика материала и основные приемы обследования. 55

3.2. Результаты исследования. 58

3.3. Эффективность игротерапии при страхах у детей. 64

3.4. Эффективность игротерапии при агрессии у детей. 72

IV. Профилактические меры при тревоге и агрессии в дошкольном возрасте

4.1. Образовательно-информационная работа с воспитателями и родителями. 74

4.2. Особенности психотерапевтической работы при тревожных расстройствах. 77

4.3. Особенности психотерапевтической работы при агрессивных расстройствах. 83

4.4. Рекомендации родителям по предупреждению тревожности и агрессии у детей. 92

Заключение. 95

Выводы. 98

Список литературы. 99

Приложение. 103

Выдержка:

Введение:

Данная дипломная работа «Клинико-психологические проявления тревожности и агрессивности в дошкольном возрасте и меры профилактики» актуализирует такую проблему современной психологии как тревожность и агрессивность детей и методы их профилактики.

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.

На современном этапе детский сад и семья стали одними из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. Ведь именно в детстве могут формироваться тревожность и агрессивность и в дальнейшем прогрессировать.

В настоящее время увеличивается количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому решение проблемы детской тревожности требует как можно более раннего определения уровня тревожности с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

В современном обществе наблюдается и рост агрессивного поведения детей. Поэтому важность изучения и профилактики агрессивного поведения заключается в том, что оно в силу своего своеобразия и отличия от общепринятых норм часто бывает первым, обращающим на себя внимание симптомом болезни, своевременность и правильность оценки которого имеет непосредственное отношение к ранней диагностике психических нарушений и предупреждению социально-опасных действий.

Глава 3:

На базе ДДУ № 45, г. Северска проводилось психологическое обследование детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) с целью определения у них уровней – тревожности и агрессии, клинико-психологических особенностей проявления и мер профилактики. Количество обследованных детей 35 человек, из них 15 девочек и 20 мальчиков, было представленно двумя группами по полувозрастному признаку.

При определении уровня тревожности ребенка применялись следующие экспериментально-психологические методики:

- наблюдение;

- беседа;

- индивидуальное собеседование;

- проективные методики: “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Автопортрет”, “Несуществующее животное”;

- опросник Захарова А.И.;

- индивидуальная и групповая игра;

- медицинская документация;

- базисная карта.

Перед проведением экспериментально-психологического обследования дошкольников, в детском саду состоялось родительское собрание, где было рассказано о возрастных особенностях детей 4 – 7 лет. В беседе с родителями отмечалась необходимость раннего психологического обследования ребенка, что позволит определить состояние соматического здоровья, аффективной сферы и уровень интеллектуального развития ребенка.

Родители, прослушавшие цикл лекций информационно образовательного направления, с большим желанием согласились на психологическое обследование, интересовались: будут ли в дальнейшем динамические наблюдения, психотерапевтические игры и консультации с семьями.

Первый этап обследования проходил в качестве игры. Необходимо было лишь наблюдать за детьми и делать соответствующие выводы.

Игра помогает не только установить диагноз, но и способствует налаживанию контакта между психологом и ребенком, помогает словесному выражению чувств, дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение.

Игра оказалась эффективной при выраженной тревоге, для ослабления агрессивности поведения, для коррекции эмоционального состояния детей. Наблюдая за детьми можно было отметить, какие игры и игровой материал использует ребенок (детская посуда, медицинские наборы, машины, куклы, оружие, солдаты, игрушечные солдатики, конструкторы, чудовище, мозаика, пластилин, глина, снег и т.д.).

Опираясь на действия и игру детей можно было определить актуальность состояния ребенка на данный момент обследования.

На втором этапе дети рисовали, выполняя задания, предложенные психологом.

Использовались цветные карандаши, фломастеры, краски.

На заключительном этапе проводилась работа с медицинской документацией, беседы с родителями и воспитателями.

При определении уровня агрессивности ребенка применялись следующие методы экспериментально-психологического исследования:

1) Проектные методики: “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Несуществующее животное”.

Заключение:

Проведенные нами исследования позволили выявить ряд микросоциальных факторов, которые привели к возникновению тревожных и агрессивных расстройств у детей 4 – 7 лет. Те или иные недостатки воспитания встречались в 82% случаев. Что касается микросоциальных факторов, то в нашей работе гиперопека встретилась в 5% случаев и только у девочек 6 лет; гипоопека – встречается чаще у мальчиков, чем у девочек и количество случаев увеличивается к 6 годам; в 45% семей наблюдались конфликты между родителями, особенно в семьях мальчиков, увеличение конфликтов наблюдается к 6 – 7 годам; «кумир» семьи – в 14% случаев, чаще у мальчиков, при этом к 6 годам количество «кумиров» возросло.

Выявленные микросоциальные факторы и ошибки воспитания привели к возникновению страхов у детей 4 – 7 лет: страх сказочных персонажей наблюдался в 28% случаев, чаще у мальчиков, при этом для детей 4 – 5 лет данный страх не был характерен; страх наказания с одинаковой частотой встречался в группах детей 4 – 5 лет, 5 – 6 лет и резко возрос к 6 годам, всего это нарушение наблюдалось в 37% семей; самый часто встречающийся страх – страх животных – 63%, особенно был характерен для девочек; страх различных предметов и звуков отмечался в 11% семей, был более характерен для группы 5-летних и не встретился в 4 года.

Полученные данные о микросоциальных факторах и неправильное воспитание детей привело также к возникновению у них агрессивности. Так у детей 4 – 5 лет – низкий уровень агрессивности наблюдался у 25%; средний – у 25%; высокий – у 50%. В возрастной популяции от 5 – 6 лет – низкий – у 8,3%; средний – у 33,4%; высокий – у 58,3%; у 6 – 7-летних – низкий – 28,7%; средний – 28,7% и высокий – 42,6%.

Похожие работы на данную тему