Часть диссертации по теме: Общая иммиграционная политика Европейского Союза

Название работы: Общая иммиграционная политика Европейского Союза

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Политология

Страниц:

184 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВТОРОЙ ОПОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 12

1.1. ОБЩАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС : СУЩНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА 12

1.2. МЕСТО ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕС 32

1.3. РАСШИРЕНИЕ ЕС : ВЛИЯНИЕ НА ОБЩУЮ ИММИГРАЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ 57

2. ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЕС И ЭВОЛЮЦИЯ ОБШЕЙ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 70

2.1. УГРОЗА ТЕРРОРИЗМА И УЖЕСТОЧЕНИЕ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕС 70

2.2. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕЗАКОННОЙ ИММИГРАЦИИ 86

2.3. КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕЗАКОННОМУ ВЪЕЗДУ, ТРАНЗИТУ И ПРЕБЫВАНИЮ 102

3. ОБЩАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС В ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ИММИГРАНТОВ 109

3.1. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ТРУДОВЫХ ИММИГРАНТОВ 109

3.2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА И ОБЩАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС 131

3.3. ПРОБЛЕМА НАТУРАЛИЗАЦИИ ИММИГРАНТОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИММИГРАЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ ЕС 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 174

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы данного диссертационного исследования обусловле-на следующими соображениями.

Государства-члены Европейского союза в начале XXI века оказались пе-ред лицом нескольких проблем глобального характера. Из них, по крайней ме-ре, две имеют прямое отношение к фор¬мированию сотрудничества в сфере внутренних дел и правосудия. Во-первых, наднациональный характер интегра-ции становится вы¬зовом национальной идентичности и суверенности госу-дарств, так как устанавливается биполярная структура власти на европейском уровне, внутри которой институты ЕС и государства-члены де¬лят полномочия. Во-вторых, иммиграция лиц в страны Европы из других государств и частей света, а также нелегальная перевоз¬ка наркотиков, распространение терроризма — явления, зачастую связанные между собой, — требуют адекватного подхода со сто¬роны Евросоюза, способности обеспечить безопасность граждан в рамках единого рынка, и в то же время соблюсти права выходцев из третьих стран, проживающих легально в государствах ЕС.

Социально-экономические и политические перемены, произошедшие в мире за последние годы, актуализировали целый ряд феноменов и процессов, характеризуемых сегодня как неотъемлемые составляющие процесса глобали-зации. Одним из таких процессов стала интенсификация международной ми-грации населения. Эмиграционные и иммиграционные процессы оказалась в центре внимания в силу значимости и масштабов их непосредственного и опо-средованного влияния на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь как стран продуцирующих эмиграционные потоки, так и стран, принимающих иммиграционные потоки. Иммиграционные потоки, на-пример, оказывают серьезное влияние на демографическую и этническую си-туацию в принимающих иммигрантов странах. Становясь же процессом повсе-дневным и крупномасштабным, иммиграция не может не стать объектом поли-тического контроля и управления. Это означает, что политические процессы в принимающих странах с неизбежностью захватывают широкий круг вопросов связанных с иммиграцией, а иммигранты, в свою очередь сами становятся ак-тивными участниками политических процессов.

Глава 3:

Применительно к праву убежища прежде всего хотелось бы отметить, что оно означает предоставление государством укрытия на своей территории (или в своем дипломатическом представительстве на иностранной территории), то есть возможность въезда и пребывания, лицу, преследуемому в другом госу-дарстве по политическим, религиозным или иным мотивам. В отличие от всех иных политических прав такая возможность предоставляется только гражданам других государств или лицам без гражданства .

Если в 1970-е гг. в большинстве западно¬европейских стран случаи пре-доставления политического убежища были относительно редкими (правитель-ства этих государств могли позволить себе не вводить существенных ограниче-ний в данной области) , то уже в 80-е гг. ситуация кардинально изменилась: численность заявлений с просьбой о предоставлении политического убежища, поданных в страны ЕС, устойчиво возра¬стала. Пик этого процесса пришелся на 1992 г., когда Европейский Союз получил 570 000 заявлений. С тех пор количе-ство их стало уменьшаться. После ужесточения режима приема политических беженцев в Германии поток их устремился в Нидерланды, Великобританию и Францию — наиболее развитые и населенные страны ЕС, кото¬рые в 1960-1975 гг. возглавляли список государств, пользовавшихся услугами иностранной ра-бочей силы. Именно это обстоятельство объясняет выбор страны назначения политическими иммигран¬тами, когда иммиграция по экономическим мотивам фактически была прекращена. К числу стран, вынужденных принимать у се¬бя значительное число беженцев, можно отнести также Бельгию и Данию: по со-отношению количества полученных здесь просьб о предоставлении убежища и численности населения эти страны обгоняют Францию и Великобританию, хотя и усту¬пают им по показателям абсолютной численности претендентов на полу-чение политического убежища).

Разработка принципов предоставления политического убежи¬ща и пересе-чения внешних границ Сообщества стали первой зада¬чей Специальной группы по проблемам иммиграции. Результаты работы воплотились в Конвенции, опи-рающейся на нормы меж¬дународного права.

Основой для текста двух важных документов — Конвенции, определяю-щей государство, ответственное за рассмотрение заявле¬ния о предоставлении политического убежища (Дублинская кон¬венция 1990 г.) и Конвенции о поряд-ке пересечения внешних гра¬ниц — стала «Программа Пальма» (по имени авто-ра программы), разработанная в 1989 г. Дублинская конвенция была предна-значена для ограничения притока претендентов на политическое убежище, так как предоставляла право подавать соответствующее заявление лишь в одно из государств ЕС. Государство, принявшее заявле¬ние, брало на себя обязательство его рассмотрения. Дублинская конвенция, хотя и представлялась необходимой для координации политики в сфере предоставления политического убежища, оказа¬лась малопригодной в реальности, когда потребовалось применить ее вскоре после вступления в силу. Процесс ратификации затянул¬ся на семь лет, и Конвенция начала действовать лишь с 1 сентября 1997 г.

Заключение:

В целом современная иммиграционная политика стран ЕС, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется проведени-ем политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабо-чей силы, борьбой с нелегальной иммиграцией, политикой реэмиграции.

Большинство промышленно развитых европейских государств страдают от структурной безработицы и еще более массовой незанятости среди ино-странных рабочих. Одновременно наблюдается увеличение количества занятых в народном хозяйстве иностранцев. Коренное население зачастую противоре-чиво оценивает подобное развитие событий: неинтегрированность иммигрантов на рынке труда вызывает критику, так как расходы по их пребыванию в стране в этом случае должно нести местное население. Если же иммигранты интегри-руются в рынок труда, это также воспринимается как бремя, потому что их счи-тают за конкурентов. Поэтому принципиальный вопрос заключается в том, в какой степени иммиграция приводит к процессам вытеснения на рынке труда. Модель вербовки иностранных рабочих, действовавшая в принимавших их ев-ропейских странах, выглядела следующим образом: рабочая сила низкой ква-лификации должна была заполнять плохо оплачиваемые рабочие места, кото-рыми абсолютно не интересовались местные работники. Правда, это частично притормаживало процессы модернизации в таких отраслях национальной эко-номики, но коренные работники получали одновременно возможность для профессионального роста. Этот образец будет иметь меньшее значение при бу-дущей иммиграции. Во всем мире нарастает миграция квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы. Многие из этих потенциальных ми-грантов имеют хорошее образование и могут составить серьезную конкурен-цию ученикам рабочих, квалифицированным рабочим и техникам. Решающее значение для интеграции будущих иммигрантов в рынки труда имеет в конеч-ном итоге то, какую потребность испытывают в них принимающие их общест-ва. Прогнозирование такого спроса связано с большими затратами и небесспор-но с точки зрения методики, поскольку необходимо выстраивать многочислен-ные предположения об экономическом росте, развитии демографических про-цессов, занятости, производительности труда.

Похожие работы на данную тему