Влияние психологической устойчивости личности на адаптацию к стрессогенным факторам среды

Название работы: Влияние психологической устойчивости личности на адаптацию к стрессогенным факторам среды

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИЮ К СТРЕССОГЕННЫМ ФАКТОРАМ СРЕДЫ 6

1.1. Понятие надежности и устойчивости в экстремальных ситуациях 6

1.2. Научные исследования социально-психологической адаптации человека 12

1.3. Изучение проблемы стресса и его преодоления 23

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИЮ К СТРЕССОГЕННЫМ ФАКТОРАМ СРЕДЫ 36

2.1. Организация и проведение исследования. 36

2.2. Результаты исследования 46

2.3. Выводы и методические рекомендации 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Выдержка:

Введение:

Актуальность проблемы связана с решением сложных задач, стоящих перед нашим обществом, что повышает интерес к надежности индивидуумов и групп. Динамичные процессы, имеющие место в общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в производительных силах ведут к возникновению напряженных ситуаций в общественной жизни, а значит, и в жизнедеятельности отдельных категорий лиц.

Рост технической вооруженности, колоссальные технические мощности, которые доверены человеку, повышают цену ошибки, которая в принципе возможна и вероятна. Высокая цена техногенных катастроф общеизвестна и ведет к ситуациям высокой социальной и психологической напряженности и к малоизученным социально-психологическим последствиям, в том числе для студентов.

Теоретическая актуальность проблемы влияния психологической устойчивости личности на адаптацию к стрессогенным факторам среды может быть оценена как высокая в связи с тем, что в социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначных изменений деятельности различных людей во внешне одинаковых напряженных и экстремальных ситуациях. Важен и диагностический, и прогностический аспект - необходимо знать, каковы потенциалы человека в указанных ситуациях, и насколько они реализуются применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит деятельность и ее параметры.

С практической точки зрения важно изучать индивидуумов в разных условиях жизнедеятельности - в том числе в напряженных, экстремальных и оптимальных. Такие отечественные психологи, как Ф.Д. Горбов (1967), Е.С. Кузьмин (1967), А.И. Донцов (1980), В.Н. Петровский (1985), А.С. Чернышев (1984), высказывают предположения о том, что в напряженных и экстремальных ситуациях проявляются латентные стороны индивидуальной и групповой психологии, не проявляющиеся непосредственно в оптимальных ситуациях.

Актуальной практической потребностью является психолого-педагогическое прогнозирование поведения людей в экстремальных ситуациях (например, военные действия, теракты), выявление условий их оптимального функционирования. Важно учитывать то, что достижение тактических целей создает значительную напряженность в группах людей, то есть сам процесс военных действий объективно является ситуацией значительной напряженности. Следовательно, напряженные ситуации не являются чем-то необычным, исключительным и требуют тщательного исследования.

Глава 2:

Значение Т-критерия Стьюдента при сравнении результатов исследования ситуативной тревожности в группах достигло 3,085 (р‹0,05), что говорит о достоверном различии ситуативной тревожности данных групп; значение Т-критерия Стьюдента при обработке результатов исследования личностной тревожности испытуемых достигло 4,111, что также говорит о достоверном различии личностной тревожности в группах.

Агрессивность, измеренная с помощью методики Басса-Дарки, имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство личности, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления испытуемых на два основных типа:

• первый - мотивационная агрессия, как самоценность,

• второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность).

В рамках данного исследования нас более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Заключение:

Эффективность действий в экстремальной ситуации во многом зависит от того, насколько гармонична среда взаимодействия, в рамках которой происходит встреча с этой ситуацией и другими субъектами и объектами среды, насколько быстро человек адаптируется к условиям этой среды, делает её своей. Поэтому в современных психологических исследованиях вопросы, связанные с изучением того, как происходит адаптация людей к стрессорам и экстремальным ситуациям, приобретают особую важность.

На пути решения этой социальной задачи большое значение имеет изучение влияния психологической устойчивости личности на адаптацию к стрессогенным факторам среды.

Целью исследования являлось выявление степени и направления влияния психологической устойчивости личности на адаптацию к стрессогенным факторам среды.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

1) изучены и проанализированы литературные и Интернет-источники по данному вопросу;

2) изучена и проанализировата статистика экстремальных ситуаций по материалам международных документов и конференций по окружающей среде и устойчивому развитию общества;

3) изучены поведенческие реакции человека в экстремальных ситуациях;

4) обоснована теория стресса;

5) проведено практическое исследование психологической устойчивости личности и адаптации к стрессогенным факторам среды;

6) разработаны методические рекомендации по созданию системы формирования психологической устойчивости в экстремальных ситуациях.

Похожие работы на данную тему