Аренда государственной и муниципальной собственности

Название работы: Аренда государственной и муниципальной собственности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Понятие и основные признаки договора аренды 6

1.1 Договор аренды. Аренда зданий и сооружений 6

1.2 Земля и недвижимое имущество как объект арендных отношений 13

1.3 Жилое помещение как объект аренды 15

1.4 Условия прекращения арендных отношений 21

Глава 2 Условия перехода прав и обязанностей арендатора 25

2. 1 Переход прав и обязанностей арендатора в порядке правопреемства 25

2.2 Передача прав и обязанностей арендатора на основании сделки 26

2.4 Преимущественное право аренды. Субъекты преимущественного права аренды. Судебная практика 30

Глава 3 Аренда государственного и муниципального имущества 40

3.1 Нормативно-правовое регулирование аренды государственного и муниципального имущества 40

3.2 Особенности управления государственным и муниципальным

имуществом 43

3.3 Аренда государственного имущества с правом выкупа. Судебная

практика 49

Заключение 63

Список использованных источников 68

Выдержка:

Введение:

В настоящее время возникла необходимость проведение анализа и принятие решений в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Сегодня ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии, с которыми государственная собственность будет управляться эффективно и под контролем общества.

Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их статус в хозяйственной деятельности. Рыночные механизмы ставят государственные и муниципальные предприятия в принципиально новые отношения с бюджетами, хозяйственными партнерами, возникают новые экономико-правовые регуляторы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все формы собственности равны, и предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не имеют преимуществ перед частными фирмами.

Другими словами, государство действует в значительной мере по правилам рыночной экономики. Это требует существенного повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе – в сфере использования государственного и муниципального имущества, которую государственные и местные органы власти имеют возможность регулировать непосредственно.

Анализ нормативно-правовых актов показал, что основополагающими законодательными документами, регулирующими отдельные сферы управления государственным и муниципальным имуществом, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативные акты. Вместе с тем нет единого методологического подхода к управлению государственным и муниципальным имуществом на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, позволяющего принимать научно обоснованные решения. Разрабатываются и принимаются отдельные, обособленные законопроекты об управлении: участками недр, лесами, обособленными водными объектами и другими природными ресурсами, находящимися в государственной собственности; земельными ресурсами; государственным имуществом, находящимся за рубежом; объектами социального и историко-культурного назначения и др.

Управление государственным (муниципальным) имуществом представляет собой управленческую деятельность в интересах государства (местного сообщества), связанную с установлением правил, условий использования государственного (муниципального) имущества, с учетом общественных ценностей и достижения целей управления. Система управления государственным и муниципальным имуществом в Российской Федерации должна строиться на обеспечении обороны страны и безопасности государства, социальной и политической стабильности общества, защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

Глава 3:

Управление государственным имуществом в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом субъектами управления выступают: Правительство РФ и уполномоченные им органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

В целях обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования государственной собственности необходимо определить единый орган, который бы проводил единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений. Следует закрепить роль местных органов власти по отношению к использованию имущества, составляющего муниципальную собственность и переданного государственными органами.

Объектами управления являются:

– государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями, либо находящиеся в государственной собственности предприятия в целом как имущественный комплекс;

– находящиеся в государственной (муниципальной) собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющиеся у них государственное (муниципальное) имущество, не вошедшее в уставной (складочный) капитал;

– иное находящееся в государственной (муниципальной) собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог, ипотеку и по иным основаниям;

– денежные средства государства (субъекта РФ, муниципального образования);

– государственные, региональные и муниципальные ценные бумаги;

– нематериальные активы государственных и муниципальных предприятий и учреждений;

– результаты хозяйственного и иного использования государственного (муниципального) имущества (продукция, доходы, плоды), а также имущество, приобретенное государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Формирование нового организационно-экономического механизма управления государственным и муниципальным имуществом должно строиться с учетом следующих элементов:

– определения целей, принципов управления имуществом;

– построения системы управления государственным имуществом, определения основных задач, функций и задач федерального органа по управлению государственным имуществом, порядка взаимодействия органов по управлению государственным имуществом на федеральном и региональном уровнях. Разграничения полномочий и ответственности по управлению государственным имуществом между федеральными органами (Мингосимуществом РФ, Российским Фондом федерального имущества, Федеральной комиссии по ценным бумагам и т. д.), органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований;

– построения системы управления муниципальным имуществом, разграничение компетенции между представительной и исполнительной властью муниципальных образований в области имущественно-земельных отношений.

Заключение:

Необходимо отметить, что в 2006 году продолжается процесс разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Мониторинг правоприменительной практики выявил незавершенность указанного процесса.

Действующие нормы, регулирующие перечень вопросов местного значения, зачастую не позволяют точно определить, какое имущество должно остаться в собственности конкретного муниципального образования, какое подлежит передаче, приватизации и перепрофилированию. Перечень вопросов местного значения постоянно уточняется и расширяется.

Продолжается процесс укрупнения федеральных учреждений. Ситуация складывается следующая: муниципальные районы обязаны обеспечить передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации. Российская Федерация, субъект Российской Федерации обязаны принять имущество, оформить право собственности, но в случае ликвидации юридического лица, которое непосредственно использует указанное имущество, передать принятое имущество в муниципальную собственность невозможно. Порядок обратной передачи переданного имущества законом не регламентирован.

Вопрос об особенностях регистрации прав на перераспределяемое муниципальное имущества до его передачи новому собственнику в порядке перераспределения и разграничения Федеральный закон от 6.10.2003 № 131- ФЗ не урегулировал. В силу общих положений законодательства о регистрации права на имущество перед регистрацией права нового собственника должно быть зарегистрировано право предыдущего собственника. Практика показывает, что, к сожалению, большинство объектов, числящихся в реестре муниципальной собственности, не прошло государственную регистрацию.

Необходимость регистрации прав на передаваемые объекты повлечет существенные затраты местных бюджетов и затормозит процесс разграничения публичной собственности, поэтому целесообразно предусмотреть законодательные меры по упрощению процедуры регистрации прав на публичную собственность в процессе ее разграничения и перераспределения.

В связи с тем, что при разграничении имущества возникли проблемы, необходимо подготовить проект федерального закона «Об уточнении порядка перераспределения имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями».

Похожие работы на данную тему