Преодолевающее поведение

Название работы: Преодолевающее поведение

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

98 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. ПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 5

1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ 9

1.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ 12

1.4. ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ 15

1.5. ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ 20

1.6. ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 22

1.7. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АДДИКЦИИ 31

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 47

2.1. КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 47

2.2. КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ 49

2.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ "Я" -КОНЦЕПЦИИ И ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98

Выдержка:

Введение:

Проблема преодолевающего поведения подростков — малоизученный ас-пект исследований нажитых личностных расстройств. Вопросы, связанные с преодолевающим поведением, затрагиваются в публикациях, относящихся к ремиссиям (Морозов В. М., Тарасов Ю. К., 1951; Жариков Н. М., 1963; Hinterhuber Н., 1972 и др.) и дефекту (Внуков В. А., 1937; Зеневич Г В., 1964; Воробьев В. Ю., Нефедьев О. П., 1987). Однако, специальные работы, посвя-щенные преодолевающему поведению, сравнительно немногочисленны (Моло-хов Н. А., 1937; Симеон Т. П., 1948; Федотов Д. Д., 1960; Гросман А. В, 1960; Ковалев В. В., 1971; Рохлин Л. Л., 1971; Ефименко А. В, Кашкаров В. И., 1977; Велигорский А. В., 1988). Вместе с тем именно в рамках таких исследований возможно совокупное рассмотрение многообразных факторов, участвующих в формировании преодолевающего поведения (Мелехов Д. Е., 1960, 1963; Снеж-невский А. В., 1974).

Указанным обстоятельством и диктуется актуальность дальнейших иссле-дований в этой области.

Цель настоящего исследования — характеристика, изучение закономерно-стей формирования, а также разработка методов развития преодолевающего поведения. В соответствии с целью исследования в работе решаются следую-щие задачи:

— анализ и типологическая дифференциация проявлений преодолеваю-щего поведения;

— анализ свойств лиц с преодолевающим поведением, психических изме-нений, формирующихся в активном периоде;

— оценка эффективности различных методов преодолевающего поведе-ния.

Исследование особенностей формирования копинг-поведения у подрост-ков разных возрастных групп позволяет обнаружить специфическую для каж-дой группы сенситивность к различным аспектам обучения навыкам стресс-преодолевающего поведения, оказать своевременную направленную поддержку в формировании социально-адаптивной личности. Данное исследование стави-ло перед собой задачу изучения особенностей формирования копинг-поведения у подростков в ходе программы развития здорового поведения, основанной на "Концептуальной программе профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи" (авторы Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В., Баушева И.Л.).

Глава 2:

В современной психологии активно разрабатывается проблема «преодоле-вающего поведения», многие исследователи ищут ответы на вопрос, каким об-разом, какими способами человек справляется с ситуациями, событиями в сво-ей жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос представляют большой теоретический и практический интерес.

В отечественной психологии изучение проблематики преодолевающего поведения (coping behavior), началось сравнительно недавно, тем не менее, су-ществует ряд исследований на эту тему. Исследователями описываются раз-личные стратегии преодолевающего поведения, реализуемые людьми в труд-ных жизненных ситуациях.

Возникает вопрос: чем объясняется предпочтение конкретным человеком определенного способа преодолевания с трудностями, то, какую стратегию преодолевающего поведения он выбирает и реализует. Понятие «преодоле-вающее поведение» (преодоление жизненных трудностей) связывают с лично-стными характеристиками, влияющими на выбор и применение стратегии пре-одоления неблагоприятной ситуации, а также на результат этого преодоления. На наш взгляд, для поиска ответа на вопрос о причинах выбора той или иной стратегии преодолевающего поведения необходимо привлечение понятия Я -концепции.

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности лич-ности, является активным началом, важным фактором в интерпретации опыта, и источником ожиданий — представлений о том, что должно произойти. Я -концепция — совокупность представлений человека о самом себе — является регулятором поведения.

В повседневной жизни поведение человека определяется влиянием таких компонентов (структур) Я -концепции, как социальное Я по Джемсу, Реальное Я, выделяемое, в том числе Бернсом, или рабочими Я -концепциями, согласно Маркус. Так как ситуации, требующие преодолевания, традиционно определя-ются как более сложные и представляющие большую угрозу адаптации челове-ка, по сравнению с обыденными, то для их преодоления человеку необходимо прикладывать усилия и реализовывать свои возможности на более высоком уровне. Иными словами, для преодолевания с трудной жизненной ситуацией человеку нужно задействовать весь свой потенциал, актуализировать те спо-собности и умения, применение которых не требуется в рядовых условиях.

В связи с этим возникает интерес к особенностям и аспектам Я -концепции, связанным с выбором и успешностью стратегии преодолевающего поведения. Данное исследование является первым шагом, предпринимаемым нами с целью изучения данной проблематики.

Цель исследования - изучение взаимосвязи особенностей Я -концепции и преодолевающего поведения.

Заключение:

В начале практической части исследования, на основе факторного анали-за движущих сил развития личности в ранней юности, нами были определены показатели личностного самоопределения в этом возрасте, которые могут быть использованы как тестовые для измерения характеристик этого явления : 1) на-личие целей в жизни (цели в жизни), 2) общее мировоззренческое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать ре-шения и воплощать их в жизнь (локус контроля - жизнь), 3) вера в собствен-ную возможность осуществить такой контроль (локус контроля-Я), 4) приня-тие себя как личности, одобрение себя в целом и позитивная самооценка (са-моприятие). Причем для юношей наиболее значимым для личностного само-определения является общее мировоззренческое убеждение в том , что челове-ку дана возможность контролировать свою жизнь, а для девушек наиболее зна-чимым для успешности личностного самоопределения является наличие в сво-ей жизни целей в будущем.

В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружи-ли корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных характеристик Я-концепции с показателями личностного самоопределения. . Таким образом, основная гипотеза о том, что существует корреляционная взаимосвязь между содержанием Я-концепции и процессом личностного самоопределения под-твердилась.

Полученные данные позволяют выделить определенный набор личност-ных характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность личностного самоопределения девушек и юношей.

Похожие работы на данную тему