Эмпирическое исследование влияния Образа Я на профессиональное самосовершенствование сотрудников

Название работы: Эмпирическое исследование влияния Образа Я на профессиональное самосовершенствование сотрудников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Самосознание личности 7

1.1. Я – концепция 13

1.2. Самооценка как основной аспект Образа Я 18

1.3. Профессиональное самосознание 26

Глава 2. Профессиональная деятельность

и предпосылки ее успешности 29

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния Образа Я на

профессиональное самосовершенствование сотрудников организации 35

3.1. Характеристика выборки и методов исследования 35

3.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования 36

3.2.1. Математическая обработка полученных данных 39

3.3. Выводы 42

Заключение 45

Список использованной литературы 50

Приложения

Выдержка:

Введение:

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности. Но на данный момент нас интересует профессиональная деятельность, точнее профессиональное самосовершенствование сотрудников организации и влияние на этот процесс «Образа Я». Данная проблема недостаточно изучена в психологии.

В современной психологии посвящено большое количество трудов по изучению профессиональной деятельности, влиянию различных аспектов самосознания на успешность профессиональной деятельности, над исследованием этих проблем работали следующие авторы: Н.Е. Анкудинова, Р.Бернс, Л.И.Божович, У.Джемс, И.С.Кон, Л.Н.Корнеева, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, А.Г.Спиркин, П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова и др.

Но аспект влияния «Образа Я» на профессиональное самосовершенствование освещен слабо, вследствие чего мы решили обратиться к данной проблеме. Исходя из выше изложенных соображений, нам представляется крайне актуальным и современным исследовать влияние «Образа Я» на профессиональное самосовершенствование сотрудников организации.

Концепция самоактуализации предполагает наличие у человека «самости», которая нуждается в «актуализации». В плоскости самореализации «самость» может рассматриваться как система представлений человека о самом себе, его «Образ Я». Так понимаемый «Образ Я» выступает одним из организаторов активности человека, направленной на самоактуализацию.

В концепции С.Л. Рубинштейна также заложено понятие самоактуализации, которое он определяет через категорию «направленности». «Направленность – это активность личности, осуществляющая в конечном итоге опредмечивание, объективацию не только отдельных мотивов, устремлений, но и самой личности. Поэтому направленность – это самовыражение личности в жизни, ее тенденция самореализации».

Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно это проявляется в профессиональной деятельности и выражается в виде непрерывного профессионального роста, успешности в профессиональной деятельности.

В своей работе мы придерживались данного теоретического подхода.

Объектом исследования является – профессиональное самосовершенствование.

Предметом исследования является – влияние «Образа Я» на профессиональную деятельность.

Основной целью исследования является выявление зависимости успешности профессиональной деятельности от самосознания личности профессионала.

Глава 3:

На основании полученных данных можно сделать вывод, что наша первая гипотеза подтверждается частично: различия в уровне ценностных ориентаций, самоуважения, самопринятия являются статистически значимыми, значит выраженность этих категорий у менеджеров с высокой эффективностью достоверно выше, чем у менеджеров с низкой эффективностью, по критерию «Креативность» статистически достоверных различий не обнаружено. Это связано с тем, что чем выше уровень самосознания индивида включающий: ценностные ориентации, самоуважение, самопринятие, тем выше его стремление к самосовершенствованию в различных сферах деятельности и в частности в профессиональной, что выражается в ее успешности.

Для проверки второй гипотезы нами также был выбран коэффициент t критерий Стъюдента.

Полученные результаты:

Направленность на себя t = 0,45;

Направленность на дело t = 2,03;

Направленность на взаимодействие t = 1,35.

tэмп > tкр. > 2,0 (для выборки 60 человек).

Следовательно, наша вторая гипотеза подтверждается, что существуют различия в направленности личности у менеджеров успешных и неуспешных в профессиональной деятельности. Нами получены достоверные различия между уровнем направленности «на дело» у менеджеров с различным уровнем профессиональной эффективности. Именно эта направленность в значительной степени обуславливает успешность в профессиональной деятельности человека. Когда в структуре самосознания человека доминирует «направленность на дело» это свидетельствует о стремлении человека к реализации целей и решению задач профессиональной деятельности. Такие лица наиболее продуктивны в работе и тем сильнее у них развито стремление к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

Для проверки третьей гипотезы нами был выбран коэффициент корреляции Пирсона (r xy). r xy > r кр. > 0,253. расчеты производились по формуле:

Заключение:

Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности – так называемый «Образ Я» профессионала. Профессиональные предпочтения и тип карьеры – это попытка ответить на вопрос «Кто я?». Для любого человека характерны определенная личностная концепция, ценностные ориентации по отношению к карьере и работе вообще, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его ценностных ориентаций, направленности и иных социально обусловленных побуждений к деятельности.

В качестве эффективного фактора продвижения конкретного человека к вершинам профессионализма, обязательного элемента его продуктивной профессиональной деятельности рассматривается способность развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием.

Рассматривая профессиональное развитие человека с позиций «Я-концепции», «концепции осознанной саморегуляции деятельности» процесс профессионального самосовершенствования можно представить в следующем виде: «Я образ» (самооценка, самоуважение, самопринятие) – формирование «Я-концепции профессионала» (ценностные ориентации, профессиональная направленность, потребность в самоактуализации, самосовершенствовании) – достижение более высокого уровня профессионализма, продуктивности профессиональной деятельности.

Похожие работы на данную тему