Теоретический анализ психологической готовности к школьному обучению

Название работы: Теоретический анализ психологической готовности к школьному обучению

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение . 3

Глава 1. Теоретический анализ психологической готовности к школьному обучению .

7

1.1. Понятие готовности к школе . 7

1.2. Виды готовности . 7

Глава 2. Особенности дошкольного возраста . 27

2.1. Познавательная сфера . 28

2.2. Эмоциональная сфера дошкольника . 30

Глава 3. Исследовательская часть . 33

3.1. Характеристика выборки . 33

3.2. Методики исследования . 33

3.3. Количественный и качественный анализ результатов.

38

3.4. Коррекционно-развивающая работа . 42

3.5. Результаты повторного исследования . 44

Заключение . 54

Список литературы . 58

Приложения

Выдержка:

ВВедение:

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Глава 3:

Коррекционно-развивающая работа состоит из 30 занятий, которые проводились 2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения и т.д. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные задания).

Занятие длится от 25 минут до 1 часа. Продолжительность его зависит от качества внимания, возраста, поведения детей. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. В ходе занятия задания предъявляемые детям можно дополнять, менять, можно самим придумывать игры и упражнения. Виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу (пример развернутого хода занятия приложение 5).

В занятиях по коррекции познавательной сферы психики проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, речи.

Все эти игры направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств.

Чтобы обеспечить комплексное развитие познавательных способностей детей, необходимо использовать все сенсорные каналы восприятия, уделять достаточное внимание развитию органов чувств у детей.

Пример занятия на развитие внимания.

Игра «Пишущая машинка». Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.

Игра «Найди отличия». Детям предъявляются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем дин рисунок отличается от другого. Примеры картинок для сравнения можно найти в детских журналах, пособиях или придумать и нарисовать самим.

Пример занятия на развитие памяти.

Игра «Разведчики». В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик)идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся

другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

Игра «Опиши по памяти». Детям на короткое время показывается кукла, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т.д.

Заключение:

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему- то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Психологическая подготовка ребенка к школе как качественно новому периоду онтогенеза осуществляется одновременно по всем основным структурам человека, в процессе становления индивида, личности и субъекта деятельности, где наряду с их общим развитием выделяются и усиливаются те свойства и функции, которые необходимы учащимся в условиях школьного обучения.

В психологический комплекс готовности к школьному обучению входят специфические новообразования, необходимые для осуществления самой учебной деятельности. К ним относятся развитие начальных форм социальной перцепции и коммуникативного потенциала, с одной стороны, и усвоение элементарных форм умственных действий (например, счет) — с другой.

Похожие работы на данную тему