Исследование внутриличностного конфликта в структуре профессиона

Название работы: Исследование внутриличностного конфликта в структуре профессиона

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

59 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 6

1.1. Понятие конфликта в психологии 6

1.2. Виды конфликта 7

Глава 2. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 18

2.1. Психологические особенности юношей и девушек 18

2.2. Самосознание, как предпосылка к формированию профессионального самоопределения 29

2.3. Профессиональное самоопределение старшеклассников 33

Глава 3. Исследование внутриличностного конфликта в структуре профессионального самоопределения учащихся 38

3.1. Организация исследования 38

3.2. Анализ результатов исследования 40

3.3. Интерпретация полученных результатов 51

Заключение 53

Библиографический список используемой литературы 55

Приложения (1-2)

Выдержка:

Введение:

Перемены в экономических и политических отношениях, потрясшие всю систему социальных ожиданий, породили в обществе состояние неопределенности, подчас растерянности и фрустации со всеми её последствиями - депрессией, пассивностью, агрессивностью и т.д. В этих условиях приобретают особую важность и сложность проблемы социализации вступающего в жизнь поколения.

Вступая в XXI век, человечество осознало, что основным ресурсом и потенциалом будущего станет не природный, информационный, а сам человек, его личные цели и ценности, его творческий потенциал, его способности адаптироваться к быстрому меняющемуся времени, его готовность принять вызов новой эпохи. От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначально. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии. Это сама по себе крайне сложная задача. Еще более она усложняется в настоящее время – переломный исторический период, когда рушатся стереотипы, ценности. Исследований, отражающих современный уровень личностного развития нет. И.В. Дубровина считает, что не все подростки и юноши могут самостоятельно выбрать дальнейший путь обучения из – за тревожности, эмоциональной напряженности, внутренней напряженности при выборе профессии.

Глава 3:

Исследование проводилось в профессиональном лицее. На основании методики, диагностирующей уровень личностного дифференциала все учащиеся были поделены на три группы: две контрольных и экспериментальную следующим образом:

1. Контрольная группа - учащиеся, с высоким уровнем ЛД, у которых наблюдается принятие себя как личности, уверенность в себе, независимость, далее условно обозначена группа № 1.

2. Контрольная группа - учащиеся, - со средним уровнем ЛД, далее

условно обозначена группа № 2.

3. В экспериментальную группу вошли учащиеся, у которых

диагностирован низкий уровень шкал Оценки, Силы и Активности - у

этих учащихся наблюдается внутриличностный конфликт

(недостаточный уровень принятия самого себя, неудовлетворенность

собственным поведением), далее условно обозначена группа № 3.

Возраст исследуемых составляет от 17 до 18 лет. Количество испытуемых 68 человек, из них 35 девушек и 33 юноши.

Методы и методики исследования

Процедура исследования:

Исследование проводилось на территории профессионального лицея

«Синарский». Участие учащихся в обследовании было добровольным.

Участники исследования отнеслись к тестированию с интересом и пониманием.

Тестирование проходило после учебы. Опросники зачитывались

экспериментатором в темпе, позволяющем -осмыслить каждый вопрос и сделать отметку в листе ответов. Каждое утверждение зачитывалось экспериментатором в спокойном темпе, спокойным тоном, без эмоциональной окраски.

Заключение:

Работа посвящена исследованию внутриличностному конфликту в структуре профессионального самоопределения учащихся. Работа состоит из трех глав. В первой главе проанализированы теоретические подходы к пониманию конфликта в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены виды конфликта, а именно внутриличностный конфликт, который можно определить как – несовмещение потребностей, мотивов, ценностей и чувств. В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я прав, а другой — не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.

Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.

Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.

Во второй главе проанализированы литературные источники по возрастным изменениям в юношеском возрасте. В этот период происходит активное профессиональное самоопределение и является главным новообразованием этого возрастного периода. Выбор профессии зависит от многих факторов: внешних и внутренних. К внутренним факторам относятся личностные особенности: самосознание, мотивация, волевая регуляция, тревожность, внутреличностный конфликт.

Похожие работы на данную тему