Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления

Название работы: Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

125 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучению проблемы детских страхов детей-дошкольников.7

1.1. Страхи как психолого-эмоциональное состояние: условие и фак-торы их возникновения.7

1.2. Особенности детских страхов.23

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного

возраста.41

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение детских страхов в дошкольном возрасте и пути их профилактики и коррекции.61

2.1. Постановка проблемы организации исследования.61

2.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению причин и видов детских страхов в дошкольном возрасте.70

2.3. Пути психолого-педагогической коррекции детских страхов

детей-дошкольников.75

Заключение.89

Литература.91

Приложения.96

Выдержка:

Введение:

Проблема изучение страхов, несмотря на свою давнюю историю, так и ос-тается актуальной в настоящее время. Относясь к категории эмоциональных со-стояний личности, следует отменить, что эмоциональная жизнь играет немало-важную роль в становлении и развитии личности. Влияние на психическое и психологическое здоровье. Каким будет личностное развитие: позитивным и негативным зависит от того, какой эмоциональный психологический склад бу-дет иметь место в процессе личностного становления. Страх, выступал как пси-хоэмоциональное состояние личности, имеет не только биологические корм связанные с инстинктами самосохранения и продолжение рода, но и определя-ется социальными факторами развития, способствуя при этом жизнедеятельно-сти человека как индивида, индивидуальности, личности.

Страх выступает как одна из первых эмоций, которую испытывает ново-рожденный младенец. И это вполне естественно. Ребенку неуютно в огромном мире.

Но, увы, если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего ребенок их со временем перерастает, то со страхами дело обстоит не как утешительно. Ребенок растет, а вместе с ним растут и страхи. Чем больше рас-ширяются его познания, и развивается фантазия, тем больше он осознает опас-ности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Особен-но сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тре-вожно.

Глава 2:

Как видно из таблицы, ведущими страхами для исследуемой группы явля-ются:

• Социально-опосредованные страхи (в частности, страх одиночества) – 72%;

• Страх смерти – 88%;

• Страх сказочных персонажей – 66%;

• Страх страшных снов и темноты – по 72%.

При составлении коррекционной программы, нами был сделан специаль-ный акцент на преодоление выше перечисленных страхов.

А самые низкие проценты у следующих страхов:

• Перед тем, как заснуть – 5%;

• Транспорта – 11 %;

• Родителей – 11%;

• Воды – 11%;

• Неожиданных резких звуков – 11%.

По нашему мнению, такой низкий процент наличия данных страхов у вос-питанников ДОУ свидетельствует о том, что дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей, а также чувство защищенности. Так, например, процент страха перед транспортом низок, потому что дети чувствуют, что родители за-щитят их от угрозы.

Следующим этапом нашего исследования стала разработка и апробация программы психокоррекции страхов у воспитанников старшей группы ДОУ.

Составленную нами программу можно разделить на несколько этапов:

1. снятие напряжения, зарождение доверительной атмосферы в группе;

2. преодоление конкретных видов страхов;

3. закрепление преодоленных страхов.

После проведения коррекционной программы нами проведена повторная диагностика, целью которой стало сравнение результатов диагностики до про-ведения коррекционной программы и после нее.

В ходе повторной диагностики с помощью теста тревожности, нами были получены результаты, отображенные в таблице 2.3.

Заключение:

Проанализировав научно-методическую литературу, а также данные про-веденного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проблема изучения детских страхов имеет давнюю историю, но не-смотря на это остается актуальной и по сей день. Страхи относятся к категории эмоциональных состояний, а значит, влияет на психическое и психологическое развитие личности. Развитие и становление личности зависит от того, какие эмоции будут преобладать в жизни ребенка. А страх поглощает так много по-ложительных эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а страх так распространяется в психике, что затормаживает ее. У чело-века развивается хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удручен-ность. А это будет иметь негативное последствия в будущем. Проблема изуче-ния детских страхов занимаются также авторы как А.И. Захаров, М.А. Панфи-лова, П.Ф. Каптеев, Т.А. Шишова, И. Медведева и др.

2. Страх – неприятное и мучительное чувство. Его причиной обычно яв-ляется присутствие чего-то угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспе-чивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности. Страх – это реакция на вполне определенные стимулы или ситуации, т.е. страх имеет в качестве своего возбудителя какого-то конкретного человека или объ-ект, какой-то предмет. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, бывает мнимым кладом воображения.

Похожие работы на данную тему