Психологическая профилактика наркозависимости в подростковом возрасте

Название работы: Психологическая профилактика наркозависимости в подростковом возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

207 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Проблемы наркомании в подростковом возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………8

1. Феномен наркомании. Виды, особенности проявления…………….8

2. Психологические проблемы наркотической зависимости. Источники, факторы…………………………………………………….43

3. Подростково-юношеская наркомания, причины и особенности ее протекания………………………………………………………………..62

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальные исследования проблем наркомании в подростковом возрасте и пути ее профилактики……86

1. Постановка проблемы и организация исследования……………….86

2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению особенностей подростковой наркомании…………………………....91

3. Особенности психологической профилактики наркомании в подростковом возрасте. Программа профилактики в работе практического психолога……………………………………………..104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………150

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….152

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………156

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования.

Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены пре¬жние, устаревшие, стереотипы поведения, норматив¬ные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позво¬лили бы сохранить свою индивидуальность и сформи¬ровать здоровый стиль жизни.

Современная социальная ситуация неизбежно при¬вела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время со¬вершенно очевидно, что очень многие наши соотече¬ственники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не го¬товы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные фор¬мы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ

Глава 2:

Проведенная диагностика показала, что у воспитанников ГОУ школы-интерната отсутствует истинное депрессивное состояние, субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Может проявляться лишь легкая депрессия ситуативного или невротического генеза. Отсутствует очень высокий, высокий и средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности, - был выявлен средний (с тенденцией к низкому) и низкий уровень тревожности. Был отдиагностирован средний и высокий уровень, при отсутствии у кого-либо из испытуемых низкого уровня потребностей в острых ощущениях, что свидетельствует об отсутствии в данной группе подростков с преобладанием предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни, с предпочтением стабильности и упорядоченности неизвестному и неожиданному в жизни. Наконец, выявленные у 7-ми испытуемых акцентуированные черты характера в случае воздействия неблагоприятных факторов могут приобрести патологический характер, разрушая структуру личности.

Профилактическая работа заключалась в проведении уроков профилактики наркомании. Было проведено по 3 урока.

Представленные уроки профилактики нарко¬мании составлены на основе принципов педагогической наркологии и расположены в последовательности, кото¬рая способствует формированию у учащихся внутрен¬них антинаркотических защитных барьеров.

Уроки содержат доступный для усвоения детьми и по¬дростками материал. Характер изложения оставляет психологу возможности для индивидуального творчества с учетом уровня его собственных знаний и конкретных осо¬бенностей обучаемых.

Следует отметить, что профилактическая работа проводилась с учетом отличия уровня интеллекта воспитанников ГОУ школы-интерната от уровня интеллекта учеников МОУСОШ №6. Проводимые в ГОУ школе-интернате уроки профилактики наркомании рассчитаны на учеников младших и средних классов. Эти уроки основаны на тех же тезисах, что и уроки профилактики наркомании для 9-х классов, проведенные в МОУСОШ №6 п. Прогресс (Приложения 5, 6).

Заключение:

На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами по-прежнему является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. В большинстве стран, участвующих в борьбе против наркотиков, контролируется лишь небольшая часть продукции, то есть препараты, вошедшие в список запрещенных наркотических средств, столь разнообразные по своим свойствам, вызывающим наркоманию. Ступени наркомании ведут все ниже, определяя обострение бедствия, являющегося, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Опасность эта увеличивается по мере того, как фабрики и лаборатории производят все новые и новые типы наркотиков, все более сильных и вредоносных.

Формирование зависимости от наркотиков связано с факторами риска и устойчивости, которые включают индивидуальные, генетические, личностные и средовые влияния, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. Поэтому превентивные и лечебные воздействия, основанные на одновременном ослабле¬нии риска развития зависимости от наркотиков и уве¬личении потенциала устойчивости в определенных условиях сре¬ды, намного эффективнее, чем превентивные воздействия, осно¬ванные только на уменьшении факторов риска.

Проводя исследование по изучению особенностей психологической профилактики наркозависимости в подростковом возрасте, мы пришли к следующим выводам:

Похожие работы на данную тему