Развитие навыков самопознания как основы саморазвития личности

Название работы: Развитие навыков самопознания как основы саморазвития личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

122 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……….7

1.1. Самопознание как структурный компонент самосознания личности………………………………….………………………..7

1.2. Психология юношеского возраста и формирование

самосознания ……………………………………………………..16

1.3. Самопознание как процесс: его цели, этапы и механизмы.……23

Основные выводы……………………………………………………….41

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………….45

2.1. Организация и методы исследования………………………………45

2.2. Исследование потребностей в самопознании и саморазвитии в юношеском возрасте……………………………………..………………53

2.3. Развитие навыков самопознания личности в учебно-профессиональной деятельности………………………………………..56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..61

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………64

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..68

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. В условиях динамически изменяющихся реалий современного мира традиционные и привычные ценностные нормы и стереотипы не могут служить ориентиром для развивающейся личности, прикладывающей значительные усилия для отыскания своего жизненного пути. Для реализации столь сложной задачи необходимо формировать особые ценностно-смысловые установки к жизни, к своему опыту, выстраивать свою личностную позицию.

Однако в своем большинстве подростки и старшие школьники не готовы к решению такого рода задач. Чаще всего они довольствуются интерпретациями своей жизни, носящими ситуативный характер, и не задумываются о необходимости выявления глубоких смысловых уровней. Между тем, именно познание и осмысление себя, своего собственного жизненного опыта открывает психологическое пространство для построения своей личности, выбора путей и целей жизни. Система современного образования не ставит специальной задачи по формированию и развитию у школьников способности к самопознанию и прогнозированию своего жизненного пути, что должно стать шагом на пути к профессиональному и личностному самоопределению.

Жизненные смыслы не даны человеку в готовом виде. Их особенность состоит в том, что субъекту надлежит их искать, обнаруживать и раскрывать. Именно в период ранней юности человек должен уметь осознавать свой жизненный опыт, осмысливать основные проблемы своего бытия и находить смыслы своего существования.

Становится очевидной необходимость разработки специальных форм и методов обучения развивающейся личности приемам самопознания, которые бы создали условия для развития способности прогнозировать и осмысливать последующие этапы своей жизни и формировать потенциальный образ Я.

Глава 2:

Содействие развитию самостоятельности в процессе обучения в вузе способствует повышению степени рефлексивности, осознанности, активности и ответственности.

Содействие развитию субъектности старшеклассников является ведущей характеристикой гуманистического, личностноразвивающего образования. Гуманистическое образование – это личностноразвивающий процесс, смыслом и целью которого является помощь в личностном росте, в раскрытии возможностей, желаний, обретении ценностей и смыслов субъектом учебной деятельности. Березин А.Ф. отмечает, что особенно важна личностноразвивающая основа. Она необходима ему и как личности, и как профессионалу, поскольку собственная личность в значительной степени предопределяет успешность профессиональной деятельности педагога (7, 169).

Современные условия жизни общества, социально-экономическая обстановка оказывают большое давление на человека, приводя к необходимости переосмысления социальных ценностей, к трудности определения своего места в обществе и, зачастую, к потере смысла собственной жизни.

Под влиянием быстрого темпа жизни у человека возникает неопределенность состояния его востребованности, нормативности его поведения, а также формируется необходимость представить, презентовать себя таким образом, чтобы с одной стороны быть отличным от других, с другой – быть принятым другими, отвечать условиям социума. Таким образом, самопрезентация – процесс активный, требующий от человека поиска, открытия своих возможностей и включения в новые человеческие отношения, которые особенно необходимы первокурсникам в период обучения в вузе. По мнению Кондратовой М.С., юношеский период демонстрирует наибольший дефицит этих процессов, что объясняется психологическими новообразованиями данного возраста, на основе которых формируется личность (26, 322).

Отечественная доктрина образования обязывает выработать новые эффективные образовательные технологии для вузов, так как сложившаяся система образования не ориентирована на активизацию личностных возможностей обучаемого. Данные технологии в своей основе должны уделять внимание самопознанию, саморазвитию и самореализации учащихся. Именно такой дисциплиной по-нашему мнению должен стать факультативный или учебный курс «Самопознания и саморазвития личности», внедренный в учебный процесс образовательных учреждений.

Заключение:

Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Самопознание как процесс характеризуется динамичностью: он проявляется в непрерывном движении от одного знания о себе к другому и последующем уточнении, расширении, углублении нового знания. Самопознание – сложный, многоуровневый процесс, индивидуализировано развернутый во времени. Очень условно и в самой общей форме его можно разделить на два основных уровня. На первом уровне самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми. Основными внутренними приемами такого самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение. Однако на стадии более или менее зрелого самопознания включается и самоанализ (65, 59). Для второго уровня самопознания специфично то, что соотнесение знаний о себе происходит не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание, которые, однако, опираются на самовосприятие и самонаблюдение.

В ходе самопознания и эмоционально-цен¬ностного отношения к себе проясняются Я-концепция и различ¬ные ее аспекты. Я-концепция может быть описана через формулы: «Что я знаю о себе», «Что я думаю о себе», «Как я отношусь к себе», «Как я оцениваю себя».

Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самоприня¬тие, самоуважение, чувство собственной компетенции. В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность уподобиться другому человеку или самому себе, а рефлексия — отстраниться, занять самые различные позиции, что позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ.

Похожие работы на данную тему