Психологическая поддержка семей, имеющих ребенка-инвалида

Название работы: Психологическая поддержка семей, имеющих ребенка-инвалида

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Семья, имеющая ребенка-инвалида как объект социально-психологических исследований 8

1.1. Психологические особенности семьи,

имеющих ребенка-инвалида 8

1.2. Психологическая поддержка семьи,

имеющей ребенка-инвалида 28

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение особенностей психо-логической поддержки семьи, имеющей ребенка-инвалида. 49

2.1. Постановка проблемы, организации

и методы исследования. 49

2.2. Анализ опытно-эксперимантальных данных по изучению

психологической поддержки семьи, имеющих ребенка-инвалида. 57

Заключение 68

Литература 71

Приложения 77

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нере-шенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицин-ских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно стала объектом изучения. В последнее время, в отечественной литературе появились статьи, посвященные исследованию семьи и ближайшего окруже-ния ребенка-инвалида (Т.Г.Багданова, А.Я.Варга, А.И.Захаров, В.В.Ковалев, Н.Б.Лурье, Н.В.Мазурова, Е.М.Мастюкова, В.Н.Мясищев, А.М.Прихожан, Ф.Ф.Рау, В.Е.Рожков, Е.А.Савина, Н.Ф.Слезина, В.М.Сорокин, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, В.В.Ткачева, О.Б.Чарова, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис и др.). Происходит усиление взаимовлияния практических достижений и теорий семейных систем, имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уро-вень интегрированных знаний в этой сфере.

Глава 2:

Поставленные нами цели и задачи исследования позволяют нам сфор-мулировать следующую гипотезу исследования: психологические особенно-сти семей, имеющих детей-инвалидов, и их влияний на личность ребенка, формированию адекватного отношения родителей к ребенку-инвалиду отно-сительно стилей семейной социализации и их влияние на формирование лич-ности ребенка-инвалида, будет способствовать программа психологической поддержки семьи, предусматривающая формирование адекватного отноше-ния к ребенку, овладение навыками общения с ним, развитие умений преодо-левать жизненные трудности.

Экспериментальную выборку составили родители, имеющие ребенка-инвалида в количестве 10 человек (женщины) центра социальной реабилита-ции «Преодоление» города Курганинска, и родители нормальных детей в количестве 10 человек (женщины).

Вся экспериментальная работа состояла из трех этапов.

На первом этапе была определена база исследования, осуществлялся подбор испытуемых, отобраны и апробированы методы и методики исследо-вания.

На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, в ходе кото-рого изучались особенности семейных взаимоотношений и индивидуально-психологические особенности личности родителя; проводилась диагностика по изучению родительского отношения к ребенку-инвалиду; сравнительное исследование родительских отношений, особенностей восприятия ребенка, а также реакции матерей на поведение детей.

В ходе экспериментального исследования для решения поставленных задач, в соответствии с программой опытно-экспериментальной работы для изучения динамики развития субъективных параметров личности родителей, имеющих ребенка-инвалида были использованы следующие диагностические методы:

1) 16 – факторный личностный опросник (Тест Кэттелла), сущность ко-торого заключается в определении индивидуально-психологических особен-ностей личности родителей, имеющих ребенка-инвалида [57].

Опросник состоит из 16 факторов:

Заключение:

В силу глобального экономического кризиса, охватившего нашу страну, снижается качество жизни миллионов российских семей, среди которых есть и такие, что имеют детей с нарушенным физическим или психическим раз-витием, отчего представляет одну из наиболее уязвимых групп населения. Родители в подобных семьях дополнительно испытывают на себе воздейст-вие ряда негативных факторов, служащих стрессорами неожиданного и хро-нического характера.

Проводя анализ психолого-педагогической методической, научной ли-тературы по проблеме психологической поддержки семьи, имеющей ребен-ка-инвалида, из-за ее сложности и дискуссионности подхода к ее изучению, диагностики, коррекции поведения и деятельности мы пришли к выводу, что проблема решается неоднозначно. Существует множество подходов к про-блеме изучения ребенка-инвалида и его семьи. Авторы разделяются по не-скольким направлениям и придерживаются собственных концепций (А.Я.Варга, Л.С.Выготский, А.М.Захаров, Г.А.Ковалев, Е.М.Мастюкова, Н.Г.Морозова, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, Д.Хейли, Е.Шефер, С.И.Чаева, Э.Г.Эйдемиллер). Не разработанными остаются проблемы оказа-ния психологической помощи и поддержки семье, коррекции неблагоприят-ных детско-родительских отношений.

Похожие работы на данную тему