Психологическое сопровождение студентов, имеющих низкую педагогическую направленность

Название работы: Психологическое сопровождение студентов, имеющих низкую педагогическую направленность

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования профессиональной

направленности личности 6

1.1. Процесс формирования профессионального самоопределения и направленности личности в психолого-педагогической литературе (зарубежной и отечественной) 6

1.2. Психологические механизмы формирования профессиональной

направленности личности 23

1.3. Педагогическая направленность и профессионально значимые

качества учителя 31

Глава 2.Психолого-педагогическое обеспечение образовательного

процесса в университете 41

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с низкой педагогической направленностью 41

2.2. Анализ опытно-экспериментальных данных изучения студентов с

низкой педагогической направленностью…………… 68

Выводы 80

Заключение 82

Литература 83

Приложение 88

Выдержка:

Введение:

В связи с падением в последнее время педагогической и научно-исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается но все же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах и исследовательских лабораториях. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы и в исследовательские лаборатории может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.

Глава 2:

На базе Армавирского государственного университета нами было проведено исследование профессионального самоопределения студентов, в котором приняло участие 128 студентов факультета технологии и предпринимательства. В качестве основных методов сбора информации использовались тестовые опросники в бланковом варианте, с последующей компьютерной обработкой и анализом. Для определения критериев эффективности профессионального самоопределения была специально разработана анкета (см. приложение), позволяющая выделить три группы студентов, отличающиеся по уверенности в правильности выбора профессии. Соответственно, группа 1 - полностью уверенная в правильности выбора профессии, группа 2 - сомневающаяся в правильности выбора профессии, группа 3 - уверенная, что их выбор неправильный. В первую группу вошли 18 человек, во вторую - 60, в третью - 50 испытуемых. Вопросы анкеты позволяют выявить наличие временной перспективы процесса профессионального самоопределения, т.е. возникновение первичного интереса к профессии, уверенность в выборе профессии в настоящем и удовлетворенность процессом приобретения навыков и получения знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности; видение и понимание своего места в профессиональной сфере в будущем.

Переведенные в стандартные баллы ответы на вопросы были подвергнуты сравнительному анализу, что позволило сделать следующие выводы.

Заключение:

Традиционным пониманием содержания образовательного процесса

всегда было единство обучения, воспитания и развития. Сегодня

к утвердившимся трем компонентам добавляется все чаще четвер-

тая - психологическое сопровождение. Изучение вузовской

практики подготовки психологов в системе государственного

и негосударственного образования свидетельствует о том,

что интегративную роль в повышении качества подготовки

и профессионального развития специалистов играет всестороннее сопровождение процесса профессионального развития любого специалиста представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа, формирования, развития и коррекции познавательной сферы и личности студента в целом, попадающего в объектное поле деятельности преподавателя, психологической службы и руководства факультета.

Оно осуществляется в интересах оптимизации учебной деятельности и жизни студентов для наиболее полной реализации их творческого потенциала, достижения наивысшей продуктивности обучения, поддержания комфортного психического состояния.

Такая целостная психотехнология складывается из самостоятельных

диагностической, формирующе-развивающей и корректирующей технологий.

В организационном плане психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития специалиста выражает стратегию, тактику и технику, комплексно осуществляемых диагностических, психологических, педагогических и организационных мер.

Похожие работы на данную тему