Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии

Название работы: Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

168 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Субъектные измерения личности 11

1.1. Трактовка личности как феномена субъектности

в отечественной психологии 11

1.2. Самостоятельность как параметр субъектности 41

1.3. Субъектная направленность педагогической профессии. 54

Глава 2. Самостоятельная учебная деятельность как детерминанта развития субъектности личности студента. 74

2.1. Развитие субъектности личности в учебной

деятельности будущего педагога. 74

2.2. Психологический анализ форм и методов

самостоятельной работы. 92

Глава 3. Содействие развитию субъектности личности будущих педагогов при освоении ими форм и методов

самостоятельной работы 110

3.1. Экспериментальное исследование субъектноразвивающего потен-циала самостоятельной учебной деятельности 110

3.2. Модель организации самостоятельной работы

будущих педагогов 121

Заключение 139

Литература 142

Приложения 154

Выдержка:

Введение:

Утвердившаяся к настоящему времени личностноразвивающая парадигма профессионального образования провозглашает необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания обучающихся.

В то же время превалирующей в вузовской практике является организация обучения с позиций воспроизведения книжных знаний, постоянно тяготеющей к методике, сводящей подготовку специалиста к запоминанию знаний, составляющих содержание учебной дисциплины. Такая методика слабо ориентирована на развитие субъектности личности студента, способной не только усваивать готовые знания, но и творчески их перерабатывать. Имеет место явное упрощение учебной деятельности, сведение ее к получению готовых знаний по изучаемым дисциплинам. В качестве главного результата обучения подразумеваются именно знания, а не личность, способная творить, создавать новые знания в своей профессиональной области.

Глава 3:

Модель организации самостоятельной работы студентов пдагогического вуза строится на ряде базовых принципов, которые были нами выделены в процессе теоретического и экспериментального исследования вопросов развития субъектности будущих педагогов на этапе их обучения в вузе.

Перечислим эти положения.

1. Освоение педагогической профессии возможно при наличии развитых субъектных характеристик. Вместе с тем, процесс профессионализации педагога в силу субъектно-развивающего потенциала психолого-педагогического знания, оказывает влияние на развитие субъектности студентов.

2. Субъектная позиция в учебно-профессиональной деятельности студента в наибольшей мере реализуется при наличии у него высокой мотивации к самообразованию, к самостоятельному научному поиску и к самостоятельному выполнению учебных заданий.

3. Самостоятельная работа студента-педагога имеет специфику, обусловленную особенностями психолого-педагогического знания.

4. Организация самостоятельной работы студентов-педагогов может быть усовершенствована при создании определенных психолого-педагогических условий в образовательном пространстве вуза.

При рассмотрении возможностей и способов организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов нами был использован метод психологического моделирования. Использование метода психологического моделирования предполагало построение модели психического явления и изучение ее функционирования. Под "моделью" понималась системы объектов, воспроизводящие некоторые существенные свойства системы-оригинала (реального образовательного процесса вуза и его субъектов).

Целью нашей модели является создание психологического обеспечения организации самостоятельной работы в педагогических вузах, которая в наибольшей мере способствует развитию субъектности студентов.

Изложенные концептуальные положения и цели позволяют выделить основные направления психологического обеспечения организации самостоятельной работы в педагогическом вузе:

Заключение:

Теоретический анализ научной литературы позволили определить педагогическую профессию как профессию, предъявляющую повышенные требования к субъектным параметрам личности специалиста. Содействие развитию субъектности определяется как магистральное направление организации учебного процесса в системе высшего образования. Проведенное исследование подходов отечественных психологов к проблеме субъектности позволяет определить ее как специфическое качество личности, обеспечивающее особый способ взаимодействия человека с миром. Субъектность личности определяется высоким уровнем следующих параметров: активность, инициативность, самодвижение и самодетерминация, осознанность, рефлексивность, саморегуляция, нравственные ценности.

В работе выявлены малоизученные аспекты и компоненты субъектности и предпринята попытка их содержательного описания. В процессе теоретического анализа выделены уровни развития субъектности личности, поставлен вопрос о месте самостоятельности в системе субъектных характеристик. Продуктивная творческая самостоятельность может рассматриваться как интегральная характеристика субъектности, объединяющая онтологические и гносеологические аспекты субъектности личности.

Похожие работы на данную тему