Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирова-ние, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются на-логи. Именно посредством финансовой системы государство образует централи-зованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денеж-ных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государст-венные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, налоговую систему. Государственный бюджет и налоги, яв-ляются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритет-ных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защи-щенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика госу-дарства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сего-дняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансо-вой системы, бюджетной и налоговой политики общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и нало-гового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной и на-логовой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение налоговой системы и налоговой политики, теоретических и законода-тельных основ и реальной практики функционирования налогового механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Глава 3:
Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения по-ставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.
Обзор литературы свидетельствует, что в период перехода к рыночным от-ношениям вопросам проведения государственной финансовой политики посвяща-ется значительное количество публикаций. Вместе в тем эти проблемы в теорети-ческом плане освещены недостаточно. Отсутствие на страницах печати необхо-димой, по нашему мнению, дискуссии по теоретическим вопросам финансовой политики является основной причиной того, что в настоящее время в экономиче-ской литературе отсутствует единство мнений по определению и содержанию фи-нансовой политики.
В теоретических разработках ученых за последние годы в определении фи-нансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов.
Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления сво-их функций и задач».
Другие же считают, что "финансовая политика - это совокупность методо-логических принципов, практических форм организации и методов использования финансов" .
Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу дея-тельности государства в области финансовых отношений, направленную "…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития" .
Последнее определение увязывает финансовую политику с реализацией го-сударственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, по-средством которого государство влияет на социально-экономические процессы в обществе.
Заключение:
Налоговая политика является одной из основных составляющих государст-венного воздействия на эко¬номику. Современное налогообложение как основной метод мобилизаций финансовых ресурсов возникло в результате длительной эволю-ции государственного ус¬тройства. Развитие изменение форм государственно¬го устрой-ства, как правило, сопровождалось преобра¬зованием налоговой системы. Общепри-знанные осно¬вы цивилизованного налогообложения сложились срав¬нительно недав-но. Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только зако¬нодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. В на¬стоящее время таких нормативных актов суще¬ствует (по разным подсчетам) от 600 до 800. При¬чина этого — огромное число налогов и ведомств. имеющих пра-во издавать документы, касающи¬еся налоговых законов и трактующих их по-раз¬ному. Нередко даже инструкции по налогам под¬правляют налоговые законы.
Налоговые органы практически всех стран вооружились мощными компью-терами и содержат специальные службы налоговых расследований, сторону нало-гоплательщика представляют весьма высококвалифицированные юристы и бух-галтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации нало-гов и обхода налоговых законов. На той и другой стороне трудятся сотни тысяч специалистов и экспертов, которые занимаются только налогами. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотива-цией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.