Особенности самооценки пожилых людей

Название работы: Особенности самооценки пожилых людей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

95 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕФИНИЦИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ 5

1.1. Самооценка как психологический конструкт 5

1.1.1. Отечественная школа изучения самооценки 5

1.1.2. Зарубежная школа изучения самооценки 12

1.2. Пожилой возраст в структуре возрастного развития 14

1.2.1. Общие закономерности и теории старения в посттрудовом периоде 14

1.2.2. Место старости в онтогенезе человека. 17

1.2.3. Специфика посттрудового периода. 22

1.3. Одиночество как психосоциальный комплекс 36

ГЛАВА II. ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ И ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ 42

2.1. Особенности когнитивного развития в пожилом возрасте 42

2.2. Особенности развития мотивационной сферы 45

2.3. Особенности развития самооценки одиноких пожилых людей 48

2.3.1. Самооценка одиноких пожилых людей 48

2.3.2. Исследования самооценки одиноких пожилых людей 51

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 63

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 63

3.2. Организация и методика исследования 64

3.2.1. Методика 1. «Q-сортировка» В. Стефансона – диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе. 65

3.2.2. Методика 2. Тест «Самооценка». 67

3.2.3. Методика 3. «Самооценка пенсионера» 68

3.2.4. Общий вывод: 69

3.3. Результаты и их обсуждение 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА» В. СТЕФАНСОНА 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МЕТОДИКА ТЕСТ «САМООЦЕНКА 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ТЕСТ САМООЦЕНКА ПЕНСИОНЕРА. 91

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что старость - самый тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует от общества все больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых и старых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной категории населения отражает сущность любого общества и государства независимо от политического строя.

К сожалению, социальная работа со старыми людьми лишь в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства. Социальная геронтология на современном этапе своего становления в России нуждается:

1) в солидной теоретической систематизации, которая позволила бы осмыслить феномен старения во всех его аспектах;

2) в обучении профессионалов, способных разрабатывать и выполнять государственные программы в отношении населения пожилого и старческого возраста, а также формировать политику социальной защиты лиц этой возрастной категории, проводить социальные эксперименты с целью создания банка данных для улучшения жизненных условий старых людей.

Старость - закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития (онтогенеза).

Старение - разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы.

Целью данной дипломной работы является анализ самооценки пожилых одиноких людей.

Глава 3:

Данный тест направлен на выявление индивидуального уровня развития самооценки. Среди его плюсов можно назвать высокий уровень достоверности результатов, надёжность и достаточную доступность в проведении. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

По итогам проведения теста «Самооценка» мы можем сформулировать следующие выводы:

1. Результаты двух исследуемых групп существенно отличаются, что иллюстрирует зависимость уровня самооценки от уровня социальной активности в процессе общения.

2. Результаты в первой исследуемой группе были выше и стабильнее, чем во второй.

3. Общий балл по первой группе составил 1195 баллов, а средний для испытуемого 47,8 баллов.

4. Общий балл по второй группе составил 1038 баллов, а средний для испытуемого 41,52 балла.

5. По итогам проведения корреляционного анализа по формуле Q%= нами был выявлен индекс корреляции между первой и второй группами, который составил 15,125%.

Таким образом, тест «Самооценка» служит доказательством нашей гипотезы, выявляя корреляцию между уровнем социальной активности и уровнем самооценки в 15,125%

3.2.3. Методика 3. «Самооценка пенсионера»

Данная методика также направлена на выявление индивидуального уровня развития самооценки. Среди её плюсов можно назвать высокий уровень достоверности результатов, надёжность, доступность в проведении, достаточную лёгкость в анализе результатов, многократную опробированность достоверности результатов.

По итогам проведения методики «Самооценка пенсионера» мы можем сформулировать следующие выводы:

1. Результаты двух исследуемых групп существенно отличаются, что иллюстрирует зависимость уровня самооценки от уровня социальной активности в процессе общения.

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ самооценки пожилых одиноких людей.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть определение основных дефиниций исследования.

3. Проанализировать пожилой возраст и особенности самооценки.

4. Провести эмпирическое исследование самооценки одиноких пожилых людей.

Предметом исследования выступал анализ самооценки пожилых одиноких людей.

Объектом исследования выступали пожилые одинокие люди.

Предмет исследования: корреляция между генезисом самооценки пожилого человека и уровнем активности в процессе общения

И в заключение необходимо отметить, что старость - это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений. Социальный статус старого человека определяется в первую очередь:

• его профессиональной активностью, ее интенсивностью и соразмерностью индивидуальным возможностям;

• интересами вне пределов трудовой деятельности;

• физической активностью, соответствующей состоянию здоровья;

• условиями и образом жизни.

Профессиональная деятельность часто заменяется приближенной к ней деятельностью в смежных областях, например, учитель становится библиотечным работником или воспитателем. Большое значение для поддержания социального статуса приобретает переход от профессиональной деятельности к общественной или политической.

Похожие работы на данную тему