Анализ мистических символов запада и востока

Название работы: Анализ мистических символов запада и востока

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Культурология

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СИМВОЛИЗМ КАК СВОЙСТВО КУЛЬТУРЫ 5

1.1. Исследования культуры как символической системы 5

1.2. Символьная сущность культуры 12

1.3. Символика как одна из форм культуры 13

1.4. Смысловая нагрузка символики 16

ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИСТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ЗАПАДА И ВОСТОКА 23

2.1. Мистические символы Европы 23

2.1.1. Временная специфика мистики Запада 23

2.1.2. Основные направления, создававшие мистические символы 25

2.2. Мистические символы Востока 46

2.2.1. Временная специфика мистики Востока 46

2.2.2. Основные мистические символы Востока 48

2.2.2. Счастливые символы и знаки Фэн-Шуй 51

2.3. Общие для востока и Запада мистические символы 59

2.3.1. Свастика 59

2.3.2. Знаки Зодиака 64

2.3.3. Сердце 72

2.3.4. Огонь 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что поле исследований символического достаточно обширно, это и философские концепции, и социологические теории культурной семиотики, и специфические школы «символического» в культурантропологических исследованиях. Если проводить различие между этими пластами исследования символического, то, в самом общем виде, оно проявляется в том, что в философии культуры акцент делается на необходимости поиска смыслообразующих составляющих бытия человека. Поэтому знаками-символами чаще всего считают те, которые отсылают нас к миру нравственных и эстетических идеалов, мифу, религии, искусству. В то время как, в социологии культуры и культурантропологии, мир символического трактуется более широко, отождествляясь иногда с любыми, достаточно сложными знаковыми системами.

Целью данного дипломного исследования является проведение сравнительного анализа мистических символов Запада и Востока.

Задачи:

Глава 2:

Время и место возникновения системы знаков зодиака точно не установлены. Вероятно, эта система возникла независимым путём в разных регионах Древнего мира. Наблюдения за небом могли привести к введению 12-ти З.З. двояким путём. Во-первых, это приблизительное соотнесение 12-ти лунных месяцев с солнечным годом; во-вторых, соотнесение 12-ти солнечных лет с одним периодом обращения Юпитера. Сакрализация чисел 3, 4 и 12 (3х4) способствовала утверждению этой системы. Весьма вероятно, что корреляция между двумя приведёнными соотношениями (12 месяцев = 1 солнечный год; 12 лет = 1 период Юпитера) явилась одним из основных источников астрологического принципа прогрессий («день символизирует год»).

Известно, что уже в первой половине I тыс. до н.э. многие народы Старого Света использовали календарь с 12-ю месяцами в году. В разных традициях также отмечается соответствие между 12-ю месяцами и годами 12-летнего цикла (т.е. между циклом Солнца и циклом Юпитера). 12-летний цикл называется «большим годом», «царским годом», «годом Юпитера», «сверхгодом». Напр., в Древней Индии существовал параллелизм названий 12 лунных месяцев и 12 лет «сверхгода»: читра и год Читра, вайшакха и год Вайшакха, джьяйштха и год Джьяйштха и т.д.

Следующим шагом было соотнесение периодов времени (месяцев, лет) с участками эклиптики. Такая символическая соотнесённость месяцев с знаков зодиака особенно наглядна в солнечном календаре, созданном в Древнем Египте и лежащем в основе летосчисления Старого Света. Годовой путь Солнца по замкнутому кругу с 12-ю знаками зодиака соотносился с 12-ю месяцами года. В разных традициях каждый из знаков зодиака имел своего стража (хранителя) или повелителя.

Заключение:

Целью данного дипломного исследования выступало проведение сравнительного анализа мистических символов Запада и Востока.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть символизм как свойство культуры.

3. Провести сравнительный анализ мистических символов Запада и Востока.

Предметом исследования выступало проведение сравнительного анализа мистических символов Запада и Востока.

Объектом исследования выступали мистические символы.

По итогам материала была доказана гипотеза о том, что существуют общие для Востока и Запада мистические символы.

И в заключение необходимо отметить, что противоречивость культурантропологического компонента знаково-символической парадигмы не является чем-то уникальным или же результатом временного кризиса методологии исследования.

Противоречива в целом вся знаково-символическая парадигма, возникшая на «стыке» антропологической и аксиологической, вне связи с которыми она утрачивает познавательную определенность. И «философия» символических форм», социология символического, и конкретные культурантрологические исследования вне соотнесенности с особым, ценностным подходом впадают в «предметный релятивизм».

Философия символического превращается в процесс деконструкции, смещения смысловых значений и постоянных метаморфоз символического содержания, утрачивает нравственные ориентиры. В социологии культуры это ведет к неоправданному расширению понятия символического, сведение его контекста к устойчивым структурам массовых коммуникаций, в которых исчезает человеческая личность.

Похожие работы на данную тему