Анализ психологических особенностей конфликта в женском коллективе.

Название работы: Анализ психологических особенностей конфликта в женском коллективе.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТА В ЖЕНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 6

1.1. Методические подходы к изучению конфликтных ситуаций 6

1.2. Особенности группового поведения в женском коллективе 24

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 46

2.1. Подходы к женским коллективам в зависимости от социальной среды 46

2.2. Эмпирическое исследование конфликтных ситуаций 49

ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 55

3.1. Этапы исследования и анализ результатов 55

3.2. Рекомендации 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что даже в самом дружном коллективе иногда возникают конфликты. Считается, что женщины более эмоционально воспринимают происходящее, нежели мужчины, они более импульсивны и в общении на работе. Одновременно в женском коллективе существует меньшая конкуренция между сотрудницами – они, скорее, расположены кооперироваться, всячески друг друга поддерживать, разделять обязанности. И «женские» конфликты несколько отличаются от «мужских»: известно, что женщины обычно более осторожны и при конфликте редко доходят до крайних мер. Если женщина с кем-то конфликтует, то ее реакцией будет эмоциональное неприятие «обидчика», бойкот, и в меньшей степени – прямая агрессия.

Женщины чаще, чем мужчины, проявляют чувствительность к психологическому климату в коллективе и стремление работать в психологически комфортной для себя атмосфере. Приходя на новую работу, женщины обычно пытаются сначала установить эмоциональные связи с коллегами и только после этого полностью включаются в трудовой процесс. Удовлетворенность отношениями в коллективе становится при этом одним из основных факторов, определяющих удовлетворенность женщин трудом в целом. Иногда этот фактор начинает перевешивать все остальные: даже если на работе недостаточная зарплата и ограничены перспективы роста, но сложились хорошие отношения в коллективе, женщины реже мужчин стремятся сменить место работы. Именно этот фактор обеспечивает заполнение вакантных мест в бюджетных организациях, в которых на самых низкооплачиваемых должностях работают в основном женщины. Руководителю необходимо учитывать фактор совместимости членов женского коллектива, стремиться поддерживать со всеми ровные отношения, уметь найти две-три минуты, чтобы поинтересоваться настроением, делами дома и прочими «несущественными вопросами» (что нередко с трудом дается руководителям-мужчинам).

Глава 3:

По итогам анализа личных дел нами было произведено разделение выборки (32 педагога, отобранных на основе преподавания в сельских и городских дошкольных учреждениях, приблизительно равные по гендерному и возрастному составу (Группа I – преподаватели сельских дошкольных учреждений, группа II – преподаватели городских дошкольных учреждений)).

С данными группами нами были проведён комплекс методик, а полученные результаты были занесены в таблицы (СМ. НИЖЕ).

По итогам полученных результатов нами были выделены общие по группе баллы и проведён их корреляционный анализ.

1. По итогам проведения методики оценки психологического климата в педагогическом коллективе нами было проведено вычисление Т-критерия Стьюдента результаты которого показали, что корреляционное соотношение между показателями, показанными сельскими педагогами и городскими педагогами в общей сложности приближаются к среднему значению 0,513.

Процентное соотношение составило 25,37%.

Полученные данные свидетельствуют, что наша гипотеза, о том, что причина протекания конфликтов в женских коллективах зависит от социальных факторов городской и сельской местности, поэтому будет существенно отличаться, может считаться доказанной, так как данные показатели могут считаться значительными по уровню различия. При этом социально – психологический климат в коллективе сельских дошкольных учреждений оказался лучше, чем в городской дошкольных учреждений. Возможно, это вызвано низкой текучестью кадров, менее выраженной конкуренцией и «соседскими» отношениями между педагогами.

2. По итогам проведения методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса нами было проведено вычисление Т-критерия Стьюдента результаты которого показали, что корреляционное соотношение между показателями, показанными сельскими педагогами и городскими педагогами в общей сложности приближаются к среднему значению 0,463.

Процентное соотношение составило 31,86%.

Полученные данные свидетельствуют, что наша гипотеза, о том, что причина протекания конфликтов в женских коллективах зависит от социальных факторов городской и сельской местности, поэтому будет существенно отличаться, может считаться доказанной, так как данные показатели могут считаться значительными по уровню различия. При этом социально – психологический климат в коллективе сельских дошкольных учреждений оказался лучше, чем в городской дошкольных учреждений. Возможно, это вызвано более выраженной конкуренцией в городских дошкольных учреждениях и воздействием более мощных стрессоров городской макросреды.

Заключение:

Целью данной дипломной работы было проанализировать психологические особенности протекания конфликта в женских коллективах городских и сельских ДОУ.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести теоретический анализ изучения конфликтных ситуаций.

2. Выявить особенности группового поведения женского коллектива.

3. Проанализировать особенности протекания конфликтов в сельских и городских коллективах ДОУ.

4. Разработать рекомендации для разрешения конфликтов.

Нами была доказана гипотеза о том, что причина протекания конфликтов в женских коллективах зависит от социальных факторов городской и сельской местности, поэтому будет существенно отличаться.

И в заключение необходимо сформулировать выводы:

По главе I.

Конфликт ( от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению ученых пять: сотрудничество - оптимально почти всегда; компромисс - вполне приемлемо в ряде случаев; избегание (уход) - рекомендовано в случае неспровоцированных партнером «пожаров»; приспособление - возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, и соперничество (конкуренция) - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Похожие работы на данную тему