Влияние социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

Название работы: Влияние социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

93 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Феноменология интеллекта в психологической науке 6

1.1.1. Исторические корни возникновения вопроса об интеллекте в психологической теории 6

1.1.2. Психологические подходы к изучению интеллекта 8

1.1.2.1. Социокультурный подход. Межкультурные исследования познавательных процессов (Леви - Брюль; К. Леви - Стросс; А. Р. Лурия) 9

1.1.2.2. Генетический подход. Этологическая теория интеллекта (У. Р. Чарлсворз) и операциональная теория интеллекта (Ж. Пиаже) 11

1.1.2.3. Процессуально - деятельностный подход. Исследование интеллекта в контексте теории мышления как процесса (С. Л. Рубинштейн.) 12

1.1.2.4. Образовательный подход. Теории когнитивного научения (А. Стаатс; Р. Фейерштейн) 14

1.1.2.5. Информационный подход. Ментальная скорость как основа индивидуальных интеллектуальных различий (X. Айзенк) 15

1.1.2.6. Феноменологический подход. Гештальтпсихологическая теория интеллекта (В. Кёлер; К. Дункер) 16

1.1.2.7. Функционально-уровневый подход. Структурно-уровневая теория интеллекта (Б. Г. Ананьев) 17

1.1.2.8. Регуляционный подход. Интеллект как условие контроля мотивации (Л. Л. Терстоун) 18

1.1.3. Изучение интеллекта в современной психологии 18

1.1.3.1. Тестологические теории интеллекта 18

1.1.3.2. Нетестологические теории интеллекта 22

1.1.4. Практический интеллект как психологический феномен 24

1.1.4.1. Практический интеллект в жизнедеятельности индивида 24

1.1.4.2. Теории, сосредоточивающиеся на умственных процессах. 26

1.1.4.3. Теории, фокусирующиеся на знании 27

1.1.4.4. Теория доминирования роли практической деятельности и врожденных способностей 29

1.1.4.5. Модель интеллекта Гилфорда 30

1.2. Этапы формирования интеллекта 31

1.2.1. Влияние начального этапа обучения на развитие 31

1.2.1.1. Развитие в младшем школьном возрасте 31

1.2.1.2. Обучение и познавательные процессы 34

1.2.2. Комплексное развитие младших школьников 37

1.2.2.1. Потенциал развития 37

1.2.2.2. Интеллектуальное развитие младшего школьника 37

1.2.2.3. Влияние основных элементов деятельности на развитие 39

1.3. Роль социальной среды 42

1.3.1. Влияние родителей 42

1.3.1.1. Социатипность ситуации развития 42

1.3.1.2. Диапазон влияния семьи 44

1.3.2. Влияние класса, школы 45

1.3.2.1. Школа и развитие познавательных процессов 45

1.3.2.2. Готовность к школьному обучению 46

1.3.3. Близнецовый метод 47

1.3.3.1. Специфика феномена близнецов 47

1.3.3.2. Развитие близнецов 52

1.3.3.3. Классический близнецовый метод. 53

1.3.3.4. Метод контрольного близнеца. 53

1.3.3.5. Лронгитюдное близнецовое исследование. 54

1.3.3.6. Метод близнецовых семей. 54

1.3.3.7. Исследование близнецов как пары. 54

1.3.3.8. Сопоставление близнецов с неблизнецвми. 54

1.3.3.9. Метод разлученных близнецов. 55

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 57

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 57

3.2. Организация и методика исследования 58

3.2.1. Метод диагностики интеллекта с помощью теста Гудинаф–Харриса 58

3.2.2. Методика «Оценка интеллекта младшего школьника». 73

3.2.3. Метод исследования влияния установки на способ решения задач 75

3.3. Результаты и их обсуждение 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86

ПРИЛОЖЕНИЕ. ЦИФРОВОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 91

Таблица I 91

Таблица II 92

Таблица III 93

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что интеллект – важнейший структурный компонент психики. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.

Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его структуры породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты.

Глава 3:

Мы провели данное исследование на основе творчества А.З. Зака. А.3.3ак исследовал общее различение школьников по способу ре¬шения предложенных 22 задач: теоретическому или эмпирическо¬му. До начала решения задач психолог должен сказать: «Дети, вам даны карточки с условиями 22 задач. Задачи 1—4 простые, для их решения нужно лишь внимательно прочитать условие. В задачах 5—10 использованы искусственные слова, они заменяют обычные. Когда вы будете решать эти задачи, то можете в уме заменить ис¬кусственные слова реальными. Задачи 11 и 12 — сказочные. Их надо решить, используя только те (хотя и необычные) сведения о животных, которые даны в задачах. В задачах 13—16 нужно в ответе написать только одно имя. В задачах 17 и 18 — одно или два, в зависимости от того, кто как считает. В задачах 19—20 — обязатель¬но два имени, в задачах 21—22 — три имени, даже если одно имя будет повторяться два раза».

Успешное решение ребенком всех задач позволяет говорить об относительно высоком уровне сформированное у него теорети¬ческого способа решения проблем, теоретического подхода к проблемным ситуациям.

Содержание задания.

1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто силь¬нее всех?

3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто тем¬нее всех?

4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

5. Катя иаее, чем Лиза. Лиза иаее, чем Лена. Кто иаее всех?

6. Коля тпрк, чем Дима. Дима тпрк, чем Боря. Кто тпрк всех?

7. Прсн веселее, чем Лдвк. Прсн печальнее, чем Квшр. Кто печальнее всех?

8. Вснч слабее, чем Рптн. Вснч сильнее, чем Гщцс. Кто слабее всех?

9. Мнрн уиее, чем Нврк. Нврк уиее, чем Сптв. Кто уиее всех?

10. Вшфп клмн, чем Двтс. Двтс клмн, чем Пнчб. Кто клмн всех?

11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?

12. Лошадь ниже, чем муха. Муха выше, чем жираф. Кто выше всех?

13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на два года старше, чем Семенов. Кто младше всех?

14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?

15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?

16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ влияния социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования выступало влияние социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования выступили 50 детей младшего школьного возраста, разделённых на две численно эквивалентных группы в зависимости от среды обитания – группа I – 25 городских младших школьников, группа II – 25 сельских младших школьников.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что у младших школьников, развитие которых происходит в сельской местности, уровень интеллектуального развития будет ниже по сравнению с младшими школьниками, развитие которых происходит в городской местности.

Базой исследования выступили городская и сельская школа.

Нами были использованы следующие методы и методики:

1. Метод анализа личных дел для отбора групп (городские -сельские).

2. Метод диагностики интеллекта с помощью теста Гудинаф–Харриса.

3. Методика «Оценка интеллекта младшего школьника»

4. Метод исследования влияния установки на способ решения задач.

Научная новизна данной дипломной работы состояла в том, что в настоящее время исследований подобного рода на базе Астраханской области не проводилось, что и обусловливает дополнительную актуальность данного исследования.

Практическая значимость работы состояла в том, что материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе психолога и педагога в сфере работы в диапазоне развития детей в городской и сельской местности.

Были реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Провести теоретическое исследование влияния социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

3. Провести экспериментальное исследование влияния социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

4. Сформулировать основные выводы по данной тематике.

Похожие работы на данную тему