Игра как средство развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории

Название работы: Игра как средство развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ 8

1.1. Нервная система 8

1.2. Эндокринная система 8

1.3. Половое созревание 10

1.4. Иммунная система 10

1.5. Сердечно-сосудистая система 11

1.6. Костно-мышечная система 12

1.7. Органы дыхания 13

1.8. Органы пищеварения 14

1.9. Нервно-психическое развитие 15

1.10. Физическое развитие 16

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКА 18

2.1. Коммуникативная деятельность подростка 18

2.1. 1. Общение подростка со взрослыми. 18

2.1. 2. Общение со сверстниками 20

2.2. Факторы, обуславливающие проблематичность межличностного коммуникативных способностей подростков. 23

2.3. Затруднения коммуникации и их преодоление 29

2.3.1. Специфические для возраста психологические затруднения коммуникации 29

2.3.2. Правила понимающего реагирования. 35

2.3.3. Рекомендации по преодолению затруднения коммуникации 38

ГЛАВА III. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 – 6 КЛАССАХ 41

3.1. Историческая игра как педагогический феномен 41

3.2. Классификация исторических игр 42

3.3. Основные этапы исторической игры 75

3.4. Рекомендации участникам исторических игр 77

ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 – 6 КЛАССАХ 79

4.1. Актуальность проведения исследования 79

4.2. Организация и методика исследования 80

4.2.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 89

4.2.2. Методика на измерение уровня потребности в общении 91

4.2.3. Методика на склонность к одиночеству 92

4.3. Результаты и их обсуждение 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 103

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Особо важное значение приобретает общение со сверстниками. Оно выходит за пределы учебной программы и школы, захватывает новые интересы, занятия и отношения. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.

Проблема коммуникативных способностей и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. По сути, общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика коммуникативных способностей занимает значительное место в общей психоло¬гии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму коммуникативных способностей, ибо практически все стороны процес¬сов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление коммуникативных способностей являет¬ся по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми Друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это про¬цесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром акту¬альных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетво¬рение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Глава 4:

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р.Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирова¬ние подчинение и дружелюбие — агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонен¬тов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образован¬ном тремя осями: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессивность, эмоциональность — аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование—подчинение, дружелюбие—враждебность. В свою очередь эти сек¬торы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описа¬ния круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть подростковый возраст как психофизиологический конструкт.

3. Проанализировать коммуникативные способности подростка.

4. Проследить игру как средство развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

5. Провести экспериментальное исследование игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

Предметом исследования был анализ игры как средства развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

Объектом исследования выступала игра как средство развития коммуникативных способностей ребёнка на уроках истории в 5 – 6 классах.

Была выдвинута гипотеза о том, что проведение игр на уроках истории существенным образом влияет на уровень развития коммуникативных способностей

И в заключение необходимо отметить, что в условиях идеологического плюрализма, отказа от материалистического понимания истории как единственно возможного и истинного метода познания, современный преподаватель истории нуждается в помощи в аспектах теоретического осмысления и, соответственно, в выработке адекватных целей, содержания и технологий обучения истории.

Похожие работы на данную тему