Исследование влияния семейных условий жизнедеятельности на уровень агрессивности подростков

Название работы: Исследование влияния семейных условий жизнедеятельности на уровень агрессивности подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

56 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 2

Глава I. Феномен агрессивных детей в психологии 5

1.1. Определения агрессии и агрессивности 5

1.2. Классификации агрессии 15

1.3. Особенности психолого – педагогической помощи педагогам при работе с агрессивными детьми 28

1.3.1. Детская агрессивность как психологический феномен 28

1.3.2. Дефинитивные аспекты агрессивности детей подросткового возраста 28

1.3.3. Стереотипы агрессивного поведения детей подросткового возраста 29

1.3.4. Знания для педагогов о типологии и особенностях агрессивного поведения детей подросткового возраста 31

Глава II. Исследование влияния семейных условий жизнедеятельности на уровень агрессивности детей подросткового возраста 40

2.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 40

2.2. Организация и методика исследования 41

2.2.1. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера 42

2.2.2. Фрейбургская анкета агрессивности для детей подросткового возраста 42

2.2.3. Модификация теста Розенцвейга 43

2.3. Результаты и их обсуждение 45

Заключение 47

Список литературы 49

Приложение I 52

Приложение II 55

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.

Глава 2:

Фрейбургская анкета агрессивности для детей подросткового возраста состоит из девятнадцати закрытых вопросов, не допускающих варианта «может».

Главное преимущество данной анкеты заключается в доступности формулировки опросов для детей подросткового возраста и легкости подсчёта результатов.

К тому же данная методика изначально была ориентирована на детей подросткового возраста. При этом если высказывание имеет к ребёнку подросткового возраста отношение, отве¬тить «да», если вопрос его не касается, у него так не бывает – он должен отве¬тить «нет».

2.2.3. Модификация теста Розенцвейга

Метод является проективным, т.е. получение диагностической информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в си¬туации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания и агрессивные акты.

Тест Розенцвейга состоит из 24 рисунков.

На каждом рисунке изображены два говорящих че¬ловека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Необходимо представить, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Ответы испытуемого анализируются в двух аспектах: по направлению реакции и по типу реакции.

По направлению реакции или агрессивности ответ испытуемого рас¬сматривается:

1. Как внешне-обвинительная реакция (В), если он содержит обвинение, упреки, порицания, враждебность или агрессивность в отношении другого человека или объекта;

2. Самообвинительная реакция (С), если в ответе присутствуетчувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессивность, на¬правленная на себя;

3. Безобвинительная реакция (Б), если отсутствует реакция обвинения как самого себя, так и окружающих. Происходящее рассмат¬ривается как неизбежное, фатальное.

По типу реакции ответ может быть:

1. Препятственно-доминантным (ПД), если в ответе подчеркивается наличие препятствий, помех или других фрустраторов;

2. Самозащитным (СЗ), если ответ выражает активность человека в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека;

3. Разрешающего типа (РТ), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и реакция принимает форму требования помощи от каких-либо других лиц, или форму принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, или человек рассчитывает, что время и нормальный ход событий позволят разрешить ситуацию.

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ психолого – педагогической помощи педагогам при работе с агрессивными детьми.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть феномен агрессивных детей в психологии.

3. Провести исследование влияния семейных условий жизнедеятельности на уровень агрессивности детей подросткового возраста.

Предметом исследования был анализ психолого – педагогической помощи педагогам при работе с агрессивными детьми.

Объектом исследования выступали агрессивные дети.

И в заключение необходимо отметить, что современный ребёнок подросткового возраста живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на ребёнка подросткового возраста, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у детей подросткового возраста развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Дети подросткового возраста больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы.

Похожие работы на данную тему