Анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды

Название работы: Анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

143 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7

1.1. Процесс воспитания в педагогике 7

1.1.1. Сущность воспитания и самовоспитания. 7

1.1.2. Воспитание как процесс. 8

1.1.3. Способы воспитательного воздействия на человека 18

1.2. Типы воспитания 24

1.3. Модели и стили воспитания 29

1.4. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт 41

1.4.1. Спартанская система воспитания 43

1.4.2. Афинская система воспитания. 44

1.4.3. Идеал рыцарского воспитания 45

1.4.4. Идеал воспитания по Локку 46

1.4.5. Система воспитания человека в коллективе А.С. Макаренко 46

1.5. Специфика принципов воспитания 47

1.6. Отдельные принципы воспитания 48

1.6.1. Общественная направленность воспитания 48

1.6.2. Связь воспитания с жизнью 53

1.6.3. Опора на положительное 56

1.6.4. Гуманизация воспитания 58

1.6.5. Личностный подход 58

1.6.6. Единство воспитательных воздействий 61

Выводы по главе 64

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 68

2.1. Цели воспитания 68

2.2. Концепции воспитания дошкольников 72

2.3. Закономерности и принципы воспитания дошкольников 75

2.4. Элементы воспитания дошкольников 78

2.4.1. Физическое воспитание 78

2.4.2. Нравственное воспитание 80

2.4.3. Эстетическое воспитание 84

2.4.4. Трудовое воспитание 87

2.5. Создание воспитательной среды 90

2.5.1. Значение дошкольного детства в становлении личности. 90

2.5.2. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми. 92

2.5.3. Охрана и укрепление здоровья детей. 95

2.5.4. Перестройка содержания педагогической работы с детьми. 97

2.5.5. Возрастной подход в воспитании и обучении детей. 98

2.5.6. Воспитание дошкольников. 101

2.5.7. Обучение дошкольников. 103

2.5.8. Единство воспитания и обучения. 106

2.5.9. Организация жизни ребенка. Условия развития. 111

2.5.10. Семья, детский сад, школа. 117

2.5.11. Воспитатель детского сада. 118

2.5.12. Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждении. 119

Выводы по главе 120

ГЛАВА III. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 122

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 122

3.2. Организация и методика исследования 123

3.2.1. Методика оценки объема внимания 124

3.2.2. Методика измерения объема восприятия 124

3.2.3. Методика на склонность к одиночеству 124

3.3. Результаты и их обсуждение 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132

Выдержка:

Введение:

Целью данной дипломной работы является анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть воспитание как педагогический феномен.

3. Проанализировать деятельность воспитателя по созданию воспитательной среды.

4. Провести формирующий эксперимент.

Предмет исследования: анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды.

Объект исследования: группа дошкольников из двадцати человек до проведения с ними развивающих игр и двадцати человек после проведения развивающих игр.

Цель исследования: провести исследование, направленное на выявление степени воздействия развивающих игр как средства психологической помощи в развитии дошкольнику.

Задачи исследования:

1. Провести методику оценки объема внимания»

2. Провести методику измерения объема восприятия»

3. Провести методику на склонность к одиночеству

4. Провести комплекс игр, направленных на развитие внимания, восприятия и сферы общения.

5. Провести повторную психологическую диагностику по тем же методикам.

6. Сформулировать общие выводы и рекомендации.

Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с ребёнком дошкольного возраста в рамках педагогической, возрастной и специальной психологии.

Глава 3:

В первую очередь психолог должен сформировать у ребенка желание выполнять задание. Исследование проходит индивиду¬ально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции: «На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Необхо¬димо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры».

Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выпол¬нения задания. При обработке результатов обследования подсчитывается об¬щее время Е поиска цифр. Хороший результат у детей дошкольного возраста – до 20 секунд, средний – 20- 25 секунд, низкий – свыше 25 секунд [30, с. 83]. .

3.2.2. Методика измерения объема восприятия

В качестве тест-объектов используются бессмысленные на¬боры букв. В каждой пробе предъявляются 8 букв, расположенных в два го¬ризонтальных ряда по 4 буквы в каждом.

Испытуемому говорится «ВНИМАНИЕ!» и через 2 с предъявляется тест-объект на время экспозиции 50 мс. Задача испытуемо¬го – воспроизвести предъявленные буквы аналогично процедуре первого опыта.

Максимальный возможный вариант – 8 правильных букв – говорит о хорошем уровне восприятия. Результаты 4-6 – средний уровень развития восприятия. Ниже 4 букв – сниженный уровень восприятия. [30, с. 130].

Результаты воспроизведения вносятся в таблицу.

3.2.3. Методика на склонность к одиночеству

Насколько подросток склонен к одиночеству? Этот вопрос не случаен, ведь подростки, испытывающие низкую потребность в общении, вполне могут большое количество времени проводить в состоянии изоляции от внутригруппового влияния, причём не только негативного, но и позитивного.

Для выявления уровня склонности к одиночеству нами была использована данная методика:

Подростку даётся следующая инструкция:

«Если вы согласны с утверждениями, приведенными ниже, проставьте «да» против соответствующих номеров в опрос¬ном листе. Если не согласны, проставьте «нет».

Начисляется по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12; за ответы «нет» на вопросы 2, 8, 9, 11 и по 2 балла за ответ «да» на вопрос 10.

 Более 8 баллов. Безусловно, ребёнок склонен к одиночеству. При таком образе жизни можно стать нелюдимым.

 4–8 баллов. Ребёнок в меру общителен, однако время от времени ему просто необходимо побыть одному, чтобы привести свои мысли и чувства в порядок.

 Менее 4 баллов. Ребёнок весьма общительный. Общение для него является наиболее приятным и желательным времяпровождением. [30, с. 130]

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды.

Были реализованы следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть воспитание как педагогический феномен.

3. Проанализировать деятельность воспитателя по созданию воспитательной среды.

4. Провести формирующий эксперимент.

Предметом исследования выступал анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды.

Объектом исследования выступала группа дошкольников из двадцати человек до проведения с ними развивающих игр и двадцати человек после проведения развивающих игр.

Цель исследования была провести исследование, направленное на выявление степени воздействия развивающих игр как средства психологической помощи в развитии дошкольнику.

Были реализованы следующие задачи исследования:

1. Провести методику оценки объема внимания»

2. Провести методику измерения объема восприятия»

3. Провести методику на склонность к одиночеству

4. Провести комплекс игр, направленных на развитие внимания, восприятия и сферы общения.

5. Провести повторную психологическую диагностику по тем же методикам.

6. Сформулировать общие выводы и рекомендации.

Практическая значимость проведённой работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с ребёнком дошкольного возраста в рамках педагогической, возрастной и специальной психологии.

Похожие работы на данную тему