Исследование специфики формирования ценностных ориентаций женщин

Название работы: Исследование специфики формирования ценностных ориентаций женщин

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

111 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. 7

1.1. Возникновение парадигмы ценностных ориентаций 7

1.2 Личность и социум. Система воздействия на ценностные ориентации 14

1.3. Ценностные ориентации личности 16

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН. 19

2.1. Социальная дискриминация женщин как условие формирования их ценностных ориентаций 19

2.2. Система ценностных ориентаций современной женцины 36

2.2.1. Ценностные ориентация работающей женщины 36

2.2.2. Ценностные ориентации женщин, делающих карьеру 45

2.2.3.Ценностная ориентация женщин на образование 63

2.2.4. Ценностные ориентации женщины-военнослужащей. 70

2.2.5. Ценностные ориентации женщины-преступника 73

2.2.6. Женские страхи как иллюстрация ценностных ориентаций 86

ГЛАВА III ПРАКТИЧЕКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН. 92

3.1. Обоснование актуальности исследования 92

3.2. Методика ценностных ориентаций М. Рокича (в обработке Л.Д. Столяренко) 94

3.3. Методика К. Томаса «стили общения» (в обработке Р.С. Немова). 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109

Выдержка:

Введение:

Целью данной дипломной работы является анализ вопроса о психологических условиях формирования ценностных ориентаций женщин.

Задачи:

1. Провести анализ психологической и методической литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть теоретические и методологические проблемы изучения ценностных ориентаций.

3. Проанализировать условия формирования ценностных ориентаций женщин.

4. Провести практическое исследование, направленное на выявление специфики формирования ценностных ориентаций женщин.

5. Сформулировать основные выводы по данной тематике.

Гипотеза исследования: нами было высказано рабочее предположение о том, что ценностные ориентации у женщин, связанных единым ареалом обитания, будут схожи, вне зависимости от этнической принадлежности.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его материалов в практической деятельности психолога.

Предмет исследования: психологические условия формирования ценностных ориентаций женщин.

Объект исследования: современные женщины.

Новизна данного исследования обусловлена тем, что практическое исследование проводится в Карачаево–Черкессии.

Методы и методики исследования:

1. Аналитический метод.

2. Метод синтезирования.

3. Методика ценностных ориентаций М. Рокича (в обработке Л.Д. Столяренко)

4. Методика К. Томаса «Стили общения» (в обработке Р.С. Немова)

Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что женщина – несомненно, один из главнейших субъектов современного социума.

Глава 3:

Для определения характерного содержания системы ценностных ориентаций женщин мы использовали методику ценностных ориентаций М. Рокича в обработке Л.Д. Столяренко.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностных ориентаций. М. Рокич различает два вида ценностных ориентаций: а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиационному делению на ценностные ориентации-цели и ценностные ориентации-средства.

Методика М. Рокича содержит два списка ценностных ориентаций по 18 в каждом. Гибкость методики позволяет сократить стимульный материал до 9 ценностных ориентаций.

Бланк к методике ценностных ориентаций М. Рокича

ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)

СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь, духовная и физическая близость с любимым человеком)

ПОЗНАНИЕ (интеллектуальное развитие, расширение своего кругозо ра, жизненная мудрость)

РАБОТА (интересная, творческая, продуктивная деятельность, максимально полное использование своих сил и способностей)

СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, народа, человечества в целом)

САМОРАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, достижение внутренней гармонии)

КАРЪЕРА (общественное признание, уважение окружающих)

ДРУЗЬЯ (наличие хороших и верных друзей)

УДОВОЛЬСТВИЯ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Списки ценностных ориентаций выдавались испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценностные ориентации по их значимости в жизни испытуемого.

Заключение:

В данной дипломной работе была реализована цель провести анализ вопроса о психологических условиях формирования ценностных ориентаций женщин.

Также были реализованы следующие задачи:

• Провести анализ психологической и методической литературы по данной тематике.

• Рассмотреть теоретические и методологические проблемы изучения ценностных ориентаций.

• Проанализировать условия формирования ценностных ориентаций женщин.

• Провести практическое исследование, направленное на выявление специфики формирования ценностных ориентаций женщин.

• Сформулировать основные выводы по данной тематике.

И в заключении, подводя итоги, необходимо отметить, что психологию ценностные ориентации интересуют прежде всего как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий.

Ценностные ориентации выступают как:

• желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;

• критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;

• регулируют социальное взаимодействие;

• внутренне побуждают к деятельности.

Похожие работы на данную тему