Исследование связи тревожности и страхов школьной адаптации у учащихся массовых классов

Название работы: Исследование связи тревожности и страхов школьной адаптации у учащихся массовых классов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2008 г.

Содержание:

Введение 5

Глава 1. Основные психологические характеристики страха и тревожности 7

1.1. Определение понятия «тревожность» 7

1.2 Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных и отечественных научных школах 8

1.3 Причины появления и развития страха и тревожности у детей 17

1.4 Особенности поведения тревожных детей 26

Глава 2. Проблемы психологической тревожности 29

2.1 Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста 29

2.2 Возможности диагностики и коррекции тревожности 35

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи школьной адаптации с тревожностью и страхами у учащихся массовых классов. 42

2.1. Программа исследования 42

2.2. Результаты исследования 46

2.3. Выводы и рекомендации 56

Заключение 62

Литература 65

Приложения 67

Выдержка:

Введение:

Проявление страха и тревожности – черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие.

Актуальность темы. Над проблемой тревожности работали такие психологи как: Фрейд, Хорни, Роджерс, Петровский, Прихожан, Мерлин, Александровский, Личко, Лусканова и многие другие.

В отечественном психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью).

Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Так Н. В. Имедадзе называет тревожность «…Специфически социализированное эмоций»

Эти экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах.

В этом же аспекте анализирует тревожность В. Р. Кисловская. На основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом. Во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). В. Р. Кисловская делаетвывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения» ее преодолению работали многие психологи.

Глава 2:

Сам ребенок встречается более чем в 70% рисунков. Чаще всего это яркие фигуры, расположенные либо между фигурами родителей, либо рядом с одним из них.

Анализ рисунков детей, а также интервью с мамами показали, что дети из неполных семей, встречающиеся с папами часто, рисуют их более четко. Если папа видится с ребенком редко или не встречается с ним вообще, то либо он представлен на рисунке схематично, либо не нарисован вовсе. Можно сделать вывод, что ситуация развода повлияла на образ «Я» ребенка. Уменьшилось число четких, ярких рисунков, появилось больше схематичности. Если дети контрольной группы выполняли рисунок цветными карандашами в 75% случаев, то этот показатель у экспериментальной группы равен 58%. Также можно отметить тот факт, что рисунки детей из группы «Интернат», выполненные цветными карандашами, отличаются бледностью красок, в то время как рисунки детей из группы «Семья» сделаны яркими цветами, сильным нажимом карандашей, тщательно закрашены.

Анализ результатов, полученных с помощью рисуночных методик, показал, что наиболее значимой фигурой для всех групп испытуемых является мать, она является более желаемым партнером для эмоционального общения. Оценивая эмоциональный статус матери, 72% детей считали ее счастливой.

Второе место в иерархии значимости отношений в семье занимают отношения к братьям и сестрам (к сибсам). Обнаружено наличие конкурентных и противоречивых отношений с сибсами: наблюдалось, как увеличение (17%), так и уменьшение (26%) структуры семьи в рисунке. Выбор братьев и сестер для эмоционального общения составил у мальчиков 36%, у девочек 34%. Девочки чаще, чем мальчики, выражали положительное отношение к ним (44,0 %; 28,2 %).

Общение с отцом для детей менее значимо, чем с матерью и сибсами. Многие дети (23% рисунков, на которых отцы исключены из структуры семьи; 22% школьников полагали, что он несчастен) негативно оценивают положение в семье отца. Наибольшее число положительных эмоциональных проявлений по отношению к отцу отмечалось у девочек (30,4 %).

На четвертом месте в системе значимости членов семьи находятся отношения с прародителями (бабушка, дедушка). Прародители являются более значимыми членами семьи для девочек (в 28% случаев расширяли структуру семьи в рисунках за счет фигур прародителей). Выбор этих фигур у девочек наблюдался значительно чаще, чем у мальчиков (24,2%; 18,0%).

Большинство младших школьников не удовлетворено своим положением в семье (счастливыми себя считают менее четверти обследованных детей, еще более низкая их оценка положения братьев и сестер).

Рассмотрим анализ рисунков на примере.

1) Аня В. Возраст 9 лет. Воспитывается в неполной семье (мать с отцом в разводе).

Описание рисунка испытуемой: Аня живет в семье

Заключение:

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину, 11) остальные – производные.

Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Похожие работы на данную тему