Обучение творческому рассказыванию как фактора развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Название работы: Обучение творческому рассказыванию как фактора развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

55 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Обучение творческому рассказыванию как

фактора развития воображения детей старшего

дошкольного возраста 5

1.1. Воображение и его развитие в детском

возрасте 5

1.2. Творческое рассказывание 11

1.3. Обучение творческому рассказыванию 17

ГЛАВА II. Изучение влияния целенаправленного обуче-

ния творческому рассказыванию на развитие

воображения детей старшего дошкольного

возраста 26

2.1. Определение актуального уровня развития

воображения детей старшего дошкольного

возраста 26

2.2. Комплекс игр и упражнений по обучению

детей старшего дошкольного возраста

творческому рассказыванию 31

2.3. Проверка эффективности комплекса

упражнений, направленных на развитие

воображения путём обучения старших

дошкольников творческому рассказыванию 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

ЛИТЕРАТУРА 53

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержка:

Введение:

Воображение принадлежит к числу главных логических завоеваний дошкольно¬го детства. Л.С. Выготский считал вообра¬жение центральным психическим новообразо¬ванием этого периода развития. Как показыва¬ют исследования Института развития дошколь¬ного образования, выполненные в том числе нашим исследовательским коллективом, след¬ствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной или музыкально-исполнительской деятельности, но и полноценная готовность к школьному обуче¬нию и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы.

Будучи ключевым психи¬ческим новообразованием дошкольного детства, вооб¬ражение неизменно прико¬вывает внимание возраст¬ных психологов. В отечест¬венной и зарубежной науке раскрыты возможности раз¬ных видов деятельности до¬школьника применительно к развитию его воображения. Речь идет о деятельности иг¬ровой, изобразительной, му¬зыкальной, конструктивной, двигательной, коммуника¬тивной. Выявлены пути фор¬мирования воображения в процессе активного вос¬приятия детьми сказок и других литературных про¬изведений, а также их приобщения к ценностно-смысловым началам экологической (этико-экологической) куль¬туры.

С дошкольного детства идёт развитие связной речи. Одним из её видов является творческое рассказывание. Это наиболее сложный вид монологической речи. Но именно творческое рассказывание ведёт к развитию не только всех психических процессов, но и к развитию способностей, креативности, толерантности, в общем – творческой личности, которая просто необходима современному обществу, чтобы нестандартно решать возникающие задачи и проблемы.

Глава 2:

С помощью этой же методики «Придумай рассказ» мы изучали способность к творческому рассказыванию по следующим критериям:

- развёрнутость рассказа;

- начало, середина и конец рассказа;

- необычность и сюжета;

- использование сложных распространённых предложений;

- использование метафор, сравнений.

Оценка результатов

• 5 баллов – очень высокий уровень сформированности способности к составлению творческих рассказов (в рассказе присутствуют все критерии оценки);

• 4 балла – высокий уровень (в рассказе отсутствует сравнение, метафоричность);

• 2 – 3 балла – средний уровень (придуманная история, сказка или рассказ имеют необычный интересный сюжет с началом, серединой и концом, используются распространённые предложения);

• 1 балл – ниже среднего уровня (в общем, сюжет имеется, но не выдуманный).

• 0 баллов – низкий уровень (старший дошкольник не смог выполнить задание).

Анализ результатов показал, что среди испытуемых высокого уровня достигли четыре ребёнка (25 %): Соня Г., Екатерина Б., Дима З., Руслан З. Очень высокого уровня способности к творческому рассказыванию достиг один испытуемый имеют Егор Ш., что составляет 6,25 % от общего числа респондентов. Девять дошкольников достигли среднего уровня (56,25 %): Вадим Д., Ваня В., Инна К., Ярослав М., Кристина П., Саша П., Лиза С., Арина Т., Маша Я. Только два испытуемых остались на низком уровне (12,5%): Андрей К. и Аня Д. (см. Приложение 5., Рисунок 4).

Заключение:

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свои мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом, одним из видов которых является творческое рассказывание.

Творческое рассказывание – это самостоятельное придумывание содержание рассказа, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Можно выделить следующие виды творческого рассказывания: придумывание продолжения и завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя и без плана; придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Детские сочинения можно классифицировать так:

1. Творческое сочинение по картинке.

2. Контаминации на темы художественных произведений.

3. Свободное сочинение:

а) сказок,

б) рассказов.

Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и разнообразное в грамматическом отношении, а главное - логично построенное и выразительное, доступно детям на пятом - шестом году жизни. До этого их сочинения представляют набор логически не связанных друг с другом образов из известных им художественных произведений. Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения в пересказывании.

Похожие работы на данную тему