Реорганизация юридических лиц

Название работы: Реорганизация юридических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Сущность и правовое регулирование реорганизации юридических лиц 7

1.1.Источники правового регулирования реорганизации 7

юридических лиц 7

1.2. Понятие и виды реорганизации 12

1.3. Этапы (процедура) реорганизации 18

Глава 2. Формы реорганизации 41

2.1. Присоединение 41

2.2. Слияние 47

2.3. Выделение 52

2.4. Разделение 57

2.5. Преобразование 59

Глава 3. Особенности реорганизации отдельных юридических лиц 66

3.1. Реорганизации кредитных организаций 66

3.2. Реорганизация акционерных обществ 75

Заключение 81

Список использованной литературы 87

Выдержка:

Введение:

В процессе ведения бизнеса на практике часто возникает необходимость реструктуризации организации. Причины реструктуризации могут быть разными: централизация или, напротив, децентрализация капитала, оптимизация производственной деятельности и т.д. Для таких случаев законодательством предусмотрена процедура реорганизации. В результате реорганизации права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к вновь образуемым юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. Соответственно, процедура реорганизации проще и занимает меньше времени по сравнению, если бы участникам юридического лица пришлось ликвидировать юридические лица, а затем создавать новые. Кроме того, в отличие от ликвидации не всегда нужно удовлетворять требования кредиторов (только если ими выдвинуто требование о досрочном прекращении обязательств). Таким образом, реорганизация является эффективным экономическим методом оптимизации ведения бизнеса.

Рыночная экономика предполагает наличие конкурентной среды. Чрезмерная централизация капитала в руках отдельных компаний в отдельных случаях может приводить к ограничению конкуренции и монополизации экономической деятельности. В этом отношении действенным методом поддержания государством здоровой конкурентной среды является возможность принудительного разделения или выделения юридических лиц.

Глава 3:

Правовое регулирование реорганизации кредитных организаций осуществляется как на уровне законов, так и нормативными актами ЦБ РФ. К числу законов, регулирующих процесс реорганизации, следует отнести:

1. ГК РФ,

2. ст. 23 Федерального закона от 02.12.1990 г. "О банках и банковской деятельности" ,

3. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц",

4. ст. 38 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ,

5. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью",

6. Федеральный закон "Об акционерных обществах".

К наиболее важным актам Банка России по вопросу реорганизации следует отнести:

1. Положение ЦБР от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения"(далее – Положение 2003г.) ,

2. Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (раздел 5) (далее – Инструкция 2004г.) .

Указанные нормативные акты устанавливают особенности реорганизации кредитных организаций. Общие положения гражданского законодательства применяются в том случае, если специальными актами о кредитных организациях не установлены иные правила. Главной особенностью реорганизации кредитных организаций является то, что в процессе реорганизации участвует Банк России.

На основании статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России имеет право ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Поскольку деятельность кредитных организаций подлежит лицензирования, то при создании в результате реорганизации новых кредитных организаций ЦБ рассматривает вопрос о выдаче им лицензии. При этом во внимание принимаются лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации (п. 23.2 Инструкции 2004г.).

Заключение:

Реорганизация представляет собой комплексное правовое явление, изучить все аспекты которого в рамках одной работы не представляется возможным. Поэтому за пределами работы остались многие аспекты реорганизации, в частности, вопросы правопреемства и уплаты отдельных видов налогов при реорганизации, отражение реорганизации в бухгалтерском учете и отчетности реорганизуемых юридических лиц, процедура получения согласия антимонопольного органа на реорганизацию и другие.

Институт реорганизации является комплексным правовым институтом в виду того, что процесс реорганизации сам по себе является сложным и затрагивает различные аспекты правовых отношений при её осуществлении. Регулирование процесса реорганизации осуществляется нормами различных отраслей права: гражданского, предпринимательского, трудового, налогового, банковского и др. Однако как показывает анализ источников и судебная практика, основу правового регулирования реорганизации юридических лиц составляют положения ГК РФ.

В юридической науке не сложилось единого подхода к определению реорганизации, а легальное определение в ГК РФ отсутствует. Предложенные определения не могут претендовать на универсальность, так как не раскрывают в полной мере природу реорганизации. Можно выделить два аспекта в сущности реорганизации. Во-первых, экономический. С этой точки зрения, реорганизация – это способ оптимизации ведения бизнеса путем его укрупнения (разукрупнения). Во-вторых, юридический. Реорганизация, с этой позиции – это переход прав и обязанностей одних юридических лиц к другим посредством универсального правопреемства. Определение реорганизации как способа прекращения юридического лица представляется не совсем верным, так как не всегда в результате реорганизации, в частности, в случае выделения, происходит такое прекращение. Обращает на себя внимание тот факт, что при реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

Похожие работы на данную тему