Психокоррекция школьной тревожности

Название работы: Психокоррекция школьной тревожности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности 7

1.1 Исследование проблем тревожности в зарубежной и отечественной психологии 7

1.2 Специфика школьной тревожности 13

1.3 Особенности личности детей с повышенным уровнем тревожности в младшем школьном возрасте 20

Глава 2. Возможности диагностики и коррекции школьной тревожности 27

2.1 Основные направления психокоррекционной работы с тревожными детьми 27

2.2 Эмпирическое исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста 32

2.3 Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности младших школьников. 39

Заключение 57

Список использованной литературы. 60

Выдержка:

Введение:

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревож-ность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособ-ности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с по-вышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными со-матическими заболеваниями.

По мнению Р.Мей, тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характе-ристики которых к этому не предрасполагают. Тревожность может порож-даться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых облас-тях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благо-получному положению, являясь следствием определенных личностных кон-фликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Глава 2:

Исходя из вышеизложенной гипотезы, проведенное исследование было спланировано следующим образом:

1 этап – исследование уровня тревожности младших школьников;

2 этап – изучение уровня развития произвольности и самооценки уча-щихся 2 класса;

3 этап – анализ, обработка, интерпретация итогов исследования;

4 этап – выявление закономерности между проявлением тревожности и уровнями развития произвольной сферы и самооценки;

5. этап – разработка коррекционно-развивающей программы по преодо-лению тревожности младших школьников.

6 этап – выявление эффективности коррекционно-развивающей программы посредством средств математической статистики (t – критерия Стьюдента).

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ “Средняя школа № 24” г. Рязани. В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса в количестве в количестве 30 человек – 15 девочек и 15 мальчиков. В ходе эм-пирического исследования были использованы методы тестирования (тест школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубинштейн в модифика-ции А. М. Прихожан, МЕТОДИКА «ПАЛОЧКИ И КРЕСТИКИ».

Тест школьной тревожности Филипса. Данный тест позволяет изу-чить уровень и характер тревожности, связанных со школой у детей младшего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде (приложение 1). На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Учащимся предлагается следующая инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет вер-ных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не за-думывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявле-ния тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 фактов тревожности, выделенных в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (фак-торов) и их количеством.

Заключение:

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное пси-хическое и личностное развитие каждого ребенка. Учебно-воспитательный процесс становиться все больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Большое значение для развития личности имеет психическое здоро-вье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благопо-лучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек, реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревож-ность.

Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, ко-торая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризу-ется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных пред-чувствий, а сточки зрения физиологии - активацией нервной вегетативной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Тревожность в детском возрасте как правило становится личностным образованием, которое может сохранятся на протяжении достаточно длитель-ного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устой-чивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компен-саторных и защитных проявлениях.

Похожие работы на данную тему