Главные члены предложения и их изучение в начальной школе

Название работы: Главные члены предложения и их изучение в начальной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

119 стр.

Год сдачи:

2008 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7

1.1. Психолого-педагогические основы формирования понятия у младших школьников 7

1.2. Лингвистические основы изучения главных членов предложения в начальной школе 13

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 26

2.1. Система изучения темы «Главные члены предложения» в начальной школе 26

2.2. Методика работы над главными членами предложения в связи с изучением частей речи 50

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 59

3.1. Изучение уровня усвоения темы «Главные члены предложения» учащимися 4-х классов 59

3.2. Экспериментальная работа по изучению главных членов предложения младшими школьниками 62

3.3. Анализ эффективности проведенного обучения 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94

ПРИЛОЖЕНИЕ 100

Выдержка:

Введение:

Язык является обязательным элементом гуманитарной культуры, важнейшим средством человеческого общения. Знание грамматики языка необходимо для осознания учащимися языковых явлений, формирования их языковой и лингвистической компетенции, коммуникативных умений, совершенствования общей речевой культуры.

Однако развивающие возможности русского языка, в частности синтаксиса, не в полной мере реализуются в современных общеобразовательных учреждениях, и, как следствие, обучающиеся демонстрируют низкий уровень сформированности грамматических умений и навыков.

В теории и практике преподавания русского языка постоянно ведутся поиски путей совершенствования методики изучения синтаксиса, так как в системе грамматических понятий, изучаемых в школе, важнейшее место занимают именно синтаксические понятия. К их числу многие лингвисты (В.В. Виноградов, А.М.Пешковский, Г.А. Золотова, П.А. Лекант, В.В. Бабайцева, Т.П. Ломтев, В.Г. Гак, Т.Е. Шаповалова и др.) и методисты (А.В. Дудников, А.Ю. Купалова, Н.Н. Сергеева, Г.А. Фомичева, М.М. Разумовская и др.) относят, прежде всего, понятие «предложение».

Важнейшим признаком предложения является предикативность, формирующая предложение как «грамматическую единицу языка, которая помогает оформить, выразить и передать мысль» (П.А. Лекант).

Сердцевиной предложения является единство сказуемого и подлежащего – основа предложения.

Глава 3:

У. Прочитайте предложения, записанные на доске. Обратите внимание на подчеркнутые главные члены предложения. Что интересного вы увидели?

Д. В обоих предложениях говорится о Месте и оно является подлежащим. Подлежащее выражено именем существительным.

– Сказуемые в этих предложениях почему-то выражены также существительными.

У. Действительно, мы с вами привыкли к тому, что сказуемое выражается обычно глаголом. Чаще всего так и бывает. Но иногда в роли сказуемого могут выступать имена существительные и прилагательные. В данном случае сказуемое должно состоять из двух слов.

Учитель записывает на доске.

Задумчивое Место есть пустырь.

Задумчивое Место есть библиотека.

– Сказуемое, состоящее из двух слов, называется сложным. Но одно слово пропущено. Это слово есть, и вместо него в предложении стоит тире.

С такими интересными сказуемыми вы познакомитесь подробнее в следующем году на уроках русского языка.

А сейчас попробуем составить и записать предложения, в которых будет говориться о ваших Задумчивых Местах. Не забывайте об оформлении предложения!

Дети выполняют задание. Несколько предложений зачитываются.

Д. Мое Задумчивое Место – это лесная полянка.

– Мое Задумчивое Место – это музыкальная комната.

– Мое Задумчивое Место – это сказочный лес.

– Мое Задумчивое Место – это волшебное кресло.

VII. Творческая работа

У. А чтобы попасть в мое Задумчивое Место, достаточно произнести одно-единственное слово – «книга». Ее я считаю восьмым чудом света.

Потом ученики писали мини-сочинение на тему «Мое Задумчивое Место».

Приведем образцы сочинений детей

Заключение:

Проведенное нами исследование на тему «Главные члены предложения и их изучение в начальной школе» позволило сделать следующие выводы.

Формирование грамматических понятий в начальной школе, в том числе и понятия «главные члены предложения», опирается на психолого-педагогические основы и достижения лингвистики современного русского языка.

В начальных классах учебный материал о предложении изуча¬ется таким образом, что в течение всего года работа над главными членами предложения пронизывает все другие темы, хотя в целом объем син¬таксического материала, изучаемого в I-IV классах, мал.

Так уже в I классе учащиеся согласно программе, учатся различать в пред¬ложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в пред¬ложении, что говорится. Фактически это означает начало работы над грамматической основой предложения и представляет собой пропедевтику изучения главных членов предложения.

Похожие работы на данную тему