Введение:
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины ухудшения здоровья признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, преступность, алкоголизм, наркомания, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов и врачей по сохранению здоровья подрастающего поколения.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учится. И педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание» [82, с. 134].
Глава 2:
Целью формирующего этапа эксперимента было построение конструктивной методики здоровьесбережения на уроках по курсу «Окружающий мир» во 2 «Б» классе.
Наш формирующий эксперимент состоял из нескольких этапов:
I этап – анализ программы учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса по УМК А.А. Плешакова «Зеленый дом» с точки зрения возможности определения работы по сбережению здоровья учащихся начальных классов.
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Большие возможности для обеспечения работы по сбережению здоровья младших школьников представляет раздел «Здоро¬вье и безопасность», включающий вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацеленный на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.
На раздел «Здоровье и безопасность» программой курса отводится 11 часов:
• Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
• Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и ле¬чение
• Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения
• Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.)
• Особенности охраны здоровья в разные времена года.
• Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Основные до¬рожные знаки и сигналы светофора.
• Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, с острыми предметами и т.д.». Противопожарная безопасность
• Правила безопасного поведения на воде.
• Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
• Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
На первом уроке данного раздела «Строение тела человека» учитель имеет возможность показать учащимся, что здоровье человека – его важнейшее богатство, познакомить с внешним и внутренним строением тела человека, знание которого важно для ведения здорового образа жизни.
Урок на тему «Если хочешь быть здоров» позволяет совместно с учащимися определить, каким должен быть режим дня первоклассника; выявить и уточнить знания детей об основных правилах личной гигиены; учить выполнять их.
Заключение:
В результате проведенного исследования на тему «Здоровьесберегающие технологии в курсе “Окружающий мир”» мы пришли к следующим выводам.
Улучшение и сохранение здоровья детей возможно при условии компетентного применения здоровьесберегающих технологий педагогами, поиска наиболее оптимальных средств укрепления здоровья обучающихся – физического, психического и социального; создания наиболее благоприятных условий для формирования у детей устойчивого интереса к здоровому образу жизни, к самореализации и саморазвитию.
Основное достоинство и ценность здоровьесберегающих технологий заключается в их гуманистической направленности. Они призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности, двигательной активности.