Здоровьесберегающие технологии в изучении окружающего мира в начальной школе

Название работы: Здоровьесберегающие технологии в изучении окружающего мира в начальной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

149 стр.

Год сдачи:

2008 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 8

1.1. Здоровье человека, его показатели и основные факторы , от которых зависит здоровье учащихся 8

1.2. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в начальной школе 20

Выводы по I главе 42

ГЛАВА II. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 45

2.1. Изучение состояния здоровья учащихся начальных классов и соответствия окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам 45

2.2. Выбор здоровьесберегающих технологий и их апробация на уроках по курсу «Окружающий мир» во 2 классе 65

2.3. Анализ результатов исследования 81

Выводы по II главе 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100

БИБЛИОГРАФИЯ 102

ПРИЛОЖЕНИЕ 110

Выдержка:

Введение:

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины ухудшения здоровья признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, преступность, алкоголизм, наркомания, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов и врачей по сохранению здоровья подрастающего поколения.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учится. И педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание» [82, с. 134].

Глава 2:

Целью формирующего этапа эксперимента было построение конструктивной методики здоровьесбережения на уроках по курсу «Окружающий мир» во 2 «Б» классе.

Наш формирующий эксперимент состоял из нескольких этапов:

I этап – анализ программы учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса по УМК А.А. Плешакова «Зеленый дом» с точки зрения возможности определения работы по сбережению здоровья учащихся начальных классов.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Большие возможности для обеспечения работы по сбережению здоровья младших школьников представляет раздел «Здоро¬вье и безопасность», включающий вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацеленный на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.

На раздел «Здоровье и безопасность» программой курса отводится 11 часов:

• Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

• Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и ле¬чение

• Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения

• Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.)

• Особенности охраны здоровья в разные времена года.

• Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Основные до¬рожные знаки и сигналы светофора.

• Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, с острыми предметами и т.д.». Противопожарная безопасность

• Правила безопасного поведения на воде.

• Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.

• Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

На первом уроке данного раздела «Строение тела человека» учитель имеет возможность показать учащимся, что здоровье человека – его важнейшее богатство, познакомить с внешним и внутренним строением тела человека, знание которого важно для ведения здорового образа жизни.

Урок на тему «Если хочешь быть здоров» позволяет совместно с учащимися определить, каким должен быть режим дня первоклассника; выявить и уточнить знания детей об основных правилах личной гигиены; учить выполнять их.

Заключение:

В результате проведенного исследования на тему «Здоровьесберегающие технологии в курсе “Окружающий мир”» мы пришли к следующим выводам.

Улучшение и сохранение здоровья детей возможно при условии компетентного применения здоровьесберегающих технологий педагогами, поиска наиболее оптимальных средств укрепления здоровья обучающихся – физического, психического и социального; создания наиболее благоприятных условий для формирования у детей устойчивого интереса к здоровому образу жизни, к самореализации и саморазвитию.

Основное достоинство и ценность здоровьесберегающих технологий заключается в их гуманистической направленности. Они призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности, двигательной активности.

Похожие работы на данную тему