Роль и место проблемного обучения в начальной школе

Название работы: Роль и место проблемного обучения в начальной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2008 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. РОЛЬ И МЕСТО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7

1.1. Сущность основных понятий проблемного обучения 7

1.2. Психолого-педагогические основы проблемного обучения младших школьников 22

1.3. Место проблемного обучения на уроках в начальных классах 32

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 45

2.1. Изучение исходного уровня развития познавательной деятельности учащихся 46

2.2. Реализация проблемного обучения младших школьников на уроке 52

2.3. Анализ эффективности проведенной работы 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

БИБЛИОГРАФИЯ 68

ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребёнок получает в процессе его изучения.

Педагоги, учителя-практики решают сегодня серьёзные проблемы отбора содержания начального образования, активных методов и средств обучения, воспитания и мотивации подрастающего поколения на самообразование в течение всей сознательной жизни.

Поиск решения этих проблем привёл педагогов к необходимости использования методов обучения, которые позволяют включить ребёнка в активную учебно-познавательную деятельность, развить вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучение в условиях психологической комфортности.

Глава 2:

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет нам утверждать, что проведенная нами экспериментальная работа по проблемному обучению математике в 4 «Б» классе оказалась эффективной. У учащихся повысился уровень развития познавательной деятельности.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: проблемное обучение в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младших школьников при условии, когда проблемный урок строится в соответствии с определенной структурой; проблемное обучение используется на всех этапах учебного процесса; применяются разнообразные методы и приемы проблемного обучения (проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.); учащиеся вовлекаются в активную мыслительную деятельность самостоятельно и под руководством учителя.

Мы убедились в том, что проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития образования обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.

Заключение:

В результате проведенного исследования на тему: «Роль и место проблемного обучения в начальной школе» были решены поставленные задачи.

Раскрыта сущность основных понятий проблемного обучения: проблема, учебная проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский), а также специфика, функции и место проблемного обучения в начальной школе.

В процессе теоретического анализа педагогической литературы, мы пришли к выводу, что проблемное обучение - это “…тип развивающего обучения, в котором

- сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учётом целеполагания и принципа проблемности;

- процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного…мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способностей…” (М. И. Махмутов) [37, с. 36].

Похожие работы на данную тему