Эффективное межличностное взаимодействие как способ преодаления конфликта у старшеклассников

Название работы: Эффективное межличностное взаимодействие как способ преодаления конфликта у старшеклассников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

122 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования феномена конфликта и межличностного взаимодействия.

1.Теоретические аспекты исследования феномена конфликта и межличностного взаимодействия.

1.1.1. Содержание, структура и динамика конфликта как психологической.

1.1.2. Основные подходы к понятию «конфликт» в психологической науке.

2. Содержание и социально-психологические особенности межличностного взаимодействия.

1.1.1. Проблема межличностного взаимодействия в современной зарубежной и отечественной литературе.

1.2.2. Определение межличностного взаимодействия, признаки, функции, классификация, структура.

Глава 2. Характеристика межличностного взаимодействия старшеклассников.

2.1. Психологические особенности подросткового возраста и трудности формирования личности.

2.2. Специфика межличностного общения подростков.

2.3. Межличностный конфликт как проявление подросткового кризиса.

Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения как способа преодоления конфликта у старшеклассников.

3.1. Гипотеза исследования

3.2. Методика исследования

3.3. Анализ и обсуждение результатов

Заключение

Библиография

Приложение

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Проблема межличностного взаимодействия и конфликта сегодня приобретает особое значение. Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами учащихся, между которыми складываются довольно сложные взаимоотношения. Причинами, усложняющими межгрупповые и межличностные отношения, обусловливающими рост напряженности и конфликтности, являются глубинные преобразования нашего общества, неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияющая на психическое состояние человека, приводящая к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентаций, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывающая рост агрессивности, напряженности.

Особенно актуальной данная проблема является для подросткового возраста, который в силу специфических психологических особенностей «переходного возраста» и ещё не установившейся психики, остро и не всегда адекватно реагирует на изменения, происходящие в окружающем его мире, осуществляя поиск способов «взрослого поведения».

Глава 3:

Программа включает 8 отдельных тематических занятий. Длитель¬ность всего цикла занятий при частоте 1 раз в неделю составляет 2 месяца.

Содержание может варьироваться в зависимости от общей психологической культуры и уровня рефлексии конкретной группы подростков.

Программа делится на три этапа.

На первом этапе происходит понимание подростками психологиче¬ской сущности межличностных конфликтов, осознание негативных эмоций, связанных с конфликтами и их проработка. На втором этапе рассматриваются модели и стратегии поведения в конфликте, различные варианты его разрешения, выбираются адекватные способы реагирования в определенной конфликтной ситуации на основе ее анализа. На третьем этапе происходит выработка оптимальной стратегии поведения в конфликте и способов его конструктивного разрешения.

Каждое занятие включает три блока:

1. Когнитивный (информационный): выполняет образовательную функ¬цию (сообщение участникам определенных теоретических знаний: психология общения, понятие о конфликте, его сущности, последствиях, стадиях, о стрессе и возможных спосо¬бах его снижения, информация о стратегиях, типах и моделях по¬ведения в конфликте и др.; знания участников о себе, собственных воз¬можностях, понимание своих чувств, эмоций, знания о способах работы с ними и др.).

2. Эмоциональный: создание благоприятного психологического климата в группе, мотивированность участников, наличие интереса, довери¬тельный стиль общения, психологическая поддержка подростков, работа с их коммуникативными и личностными проблемами на уровне чувств.

3. Поведенческий: формирование способности конструктивно взаимодействовать в ситуации конфликта.

Структура занятий состоит из следующих основных компонентов:

- вступления (приветствие, рефлексия прошлого занятия, размин¬ка),

- основной части (обсуждение домашнего задания, выполнение за¬даний в рабочей тетради,

- заключения (рефлексия, домашнее задание).

Основными методами работы на тренинге являются:

групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т. д.), игро¬вой метод (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликт¬ных ситуаций, ролевые игры и др.), обсуждение заданий и упражнений, бе¬седа, наблюдение и др.

Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа, поведенческий тренинг и др.

Тематический план занятий по программе представлен в приложении 12..

Заключение:

В результате написания дипломной работы были сделаны следующие выводы.

Теоретический анализ позволил нам сделать вывод о том, что необходимость повышения эффективности межличностного взаимодействия подростков обоснована логикой личностного и социального развития подростка а также психофизиологическими особенностями данной возрастной категории.

Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, который включает разнообразные формы совместной деятельности и общения людей, прямые и «обратные» воздействия, процессы обмена (энергией, информацией, эмоциями).

Тяга к общению со сверстниками является отличительной особенностью подросткового возраста. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится весьма сильным. Общение выступает не только необходимым условием формирования личности, но и психологической средой развития основных психических и социальных качеств подростка.

Похожие работы на данную тему