Формирование грамматического строя речи у детей дошкольников с ОНР

Название работы: Формирование грамматического строя речи у детей дошкольников с ОНР

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 3 стр.

Глава 1. Литературный обзор. 6 стр.

1.1.Понятие об общем недоразвитии речи, характеристика,

классификация общего недоразвития речи. 10 стр.

1.2. Развитие грамматического строя в норме и особенности

грамматического строя у детей с ОНР. 17 стр.

1.3. Сравнительный анализ методик обследования

грамматического строя детей дошкольников. 29 стр.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Цель, задачи обследования. Характеристика

обследуемой группы детей. 36 стр.

2.2. Содержание, структура обследования. 38 стр.

2.3. Анализ результатов обследования. 51 стр.

Глава 3. Логопедическая работа по формированию

Грамматического строя речи у детей

дошкольников с ОНР.

3.1. Содержание логопедической работы по результатам

обследования. 52 стр.

3.2. Контрольный эксперимент. 58 стр.

Заключение. 61 стр.

Приложение 1. 63 стр.

Приложение 2. 64 стр.

Приложение 3. 65 стр.

Литература. 66 стр.

Выдержка:

Введение:

При овладении в дошкольном возрасте словарным запа¬сом, грамматическим строем языка и навыкамя правильно¬го звукопроизношения ребенок в то же время практически начинает делать обобщения, относящиеся к звуковому и морфологическому составу речи. На остове таких обобщений в дальнейшем 'и происходит усвоение грамоты и правописа¬ния. Однако не все дети одинаково овладевают речью. По¬этому у некоторых детей к моменту поступления в школу, речь оказывается недостаточно сформированной, что неред¬ко сопровождается отставанием в развитии фонематических представлений. Как показывают исследования, такие дети долго не усваивают букв, читают медленно и с большими искажениями, 'в письме допускают специфические ошибки.

При ОНР у детей нередко на¬блюдаются и некоторые недостатки в грамматическом оформ¬лении речи, бедность словаря. Эти дети слабее овладевают фразовой речью, допускают много ошибок в падежных окон¬чаниях, чаще заменяют окончания родительного падежа множественного числа, именительного падежа (МНОГО окны, лампы), реже — предложного (много книжках), опускают или неправильно употребляют предлоги, неправильно строят предложения и т. п. Такие ошибки чаще указывают на бо¬лее низкий уровень речевого развития. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

Глава 3:

По разделу морфологии предполагаются упражнения на составление предложений с трудными словами. Этому помогают картинки, предметы. Разнообразные упражнения с рассматриванием картинок и игрушек служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имён существительных. Эффективность этих упражнений зависит от того, правильно ли сформулированы вопросы: что спереди у пальто? Чем отличается пальто куклы Наташи от пальто куклы Тани? На чём играет девочка? (На пианино). Около чего стоит мальчик? (Около пианино). Необходимо добиваться, чтобы дети давали полные ответы на вопросы.

Проводя такие упражнения с детьми первого уровня речевого развития, логопед может применять приём отражённой речи, предлагая формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры: «Спроси у Наташи: тебе жарко в пальто? Спроси у Серёжи: у твоего пальто есть карман? Спроси у Наташи: у тебя два пальто – летнее и зимнее?» и т.д.

Закреплению правильных форм существительных среднего рода (у детей первого уровня речевого развития) способствует рассматривание картинок, на которых изображены различные предметы.

Родовую принадлежность существительного ярче выявляет согласованное с ним прилагательное, поэтому логопед предлагает в качестве образца, предложения из двух слов, в которых существительное согласовывается с прилагательным. Дети, подражая образцу, отвечают двумя словами: «Красный помидор, голубая шапка, голубое ведро».

Заключение:

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обобщается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.

На основе речи и её смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.

В тех случаях, когда у ребёнка сохранён слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, можно говорить об особой категории аномальных детей – детей с речевыми нарушениями.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всём дальнейшем развитии ребёнка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье и т.д.) Изучив данную проблему, можно сделать вывод, что в основе логопедической науки лежат принципы: развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Похожие работы на данную тему