Необъяснимые социальные явления

Название работы: Необъяснимые социальные явления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Культурология

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………... 2

Глава 1. Необъяснимые явления (обряды, обычаи, суеверия, поверья) как социально-психологический феномен, их природа и культурообразующий смысл…………………………………………………...

5

1.1. Необъяснимые явления как социальная основа бытия……………………. 5

1.2. Природа генезиса необъяснимых социально-психологических явлений… 10

1.3. Идеальность, универсальность и уникальность необъяснимых социально-психологических явлений……………………………………………

15

Глава 2. Социокультурные функции и системообразующая роль необъяснимых социально-психологических явлений………………………

23

2.1. Необъяснимые социально-психологические явления в контексте переходных эпох…………………………………………………………………..

23

2.2. Необъяснимые социально-психологические явления как механизм русской истории…………………………………………………………………...

31

2.3. Необъяснимые социально-психологические явления как способ организации жизнедеятельности коллектива (социума) ……………………….

40

Глава 3. Практическое рассмотрение необъяснимых социальных явлений в контексте социологии, психологии и истории…………………..

47

3.1. Ритуалы, связанные с пространством построек ранних земледельцев (реконструкция)……………………………………………………………………

47

3.1. Приметы и поверья, связанные с беременностью и рождением ребенка как социально-психологический феномен ……………………………………...

53

3.3. Суеверия современных студентов как социально-психологический феномен ……………………………………………………………………………

59

Заключение……………………………………………………………………….. 69

Список использованной литературы…………………………………………. 70

Выдержка:

Введение:

Тема дипломной работы называется «Необъяснимые социальные явления».

Актуальность выбранной и заданной темы – очевидна.

В ходе своей жизни и деятельности человек постоянно сталкивается и следует целому ряду специфических явлений и феноменов, которые зачастую не поддаются научно-рациональному объяснению.

В связи с этим формируется необходимость изучения такого рода феноменов. Нам представляется, что необъяснимые социальные явления могут быть интерпретированы как проявление глубинных пластов бессознательной части человеческой психики, а точнее коллективного бессознательного.

Поэтому считаем, что изучение необъяснимых социальных явлений не просто актуально в плане теоретического моделирования сознательной и бессознательной мотивации и поведения человека, но и отображает практическую значимость работы.

Практическая значимость исследования будет состоять в том, что на основе построения теоретической модели необъяснимых социальных явлений, можно будет дать конкретную оценку тому, какое именно место они занимают в сложной иерархии психической и социальной жизни человека.

Глава 3:

Археологи лишены возможности наблюдать живые обряды, как это делают этнографы. Однако в обрядовых действиях есть вещественная сторона, то, что воплощается в материальных созданиях людей. Объект исследований архео¬логов — культурный слой — скрывает более или менее сохранные остатки по¬строек, погребения, различные вещи, следы использовавшихся в хозяйстве растений и животных, короче говоря, следы разных сфер жизнедеятельности людей, а значит, и ритуалов, связанных с организацией последней.

Символично, что уже на раннем этапе оседлости, когда люди еще жили, подобно их предкам, в домах не прямоугольного плана, а в круглопланных, некоторые поселения уже обносились стенами. Наиболее известны стена и башня Иерихона, построенные из камня в IX—VIII тыс. до н. э. Высота стены превышала 7 м, высота башни, как полагают, была около 8 м. Перед стеной в скале был вырублен ров шириной более 8 м, глубиной около 3 м

По поводу назначения этих сооружений и других, менее монументальных, обнаруженных на поселениях VIII—VII тыс. до н. э. на территории Сирии, Иордании, Ирака, до сих пор нет единого мнения — служили они целям обо¬роны или каким-то другим. Представляется тем не менее, что каким бы ни было их функциональное назначение, они воспринимались своими создате¬лями как знак обособления, отграничения своего жилого пространства от про¬странства окружающего мира, мира природы с населяющими ее мифологи¬ческими существами и чужаками. Очевидно, что в строительстве принимали участие многие обитатели поселения, что для них это было «знаковое» пред¬приятие.

Вероятно, можно предположить, что традиция захоронений в жилом пространстве связана со стремлением утвердить связь своего коллектива че¬рез посредство своих умерших именно с этим местом.

Заключение:

Подведем итог вышесказанному.

Установлено, что необъяснимые социальные явления занимают большое место как в психики человека в частности, так и в его жизни и деятельности, в целом. Вероятно, они представляют собой общую структуру коллективного бессознательного.

Считаем, что необъяснимые социальные явления имели место быть не только в древности, не только из-за бессилия человека перед окружающей его природой и стихиями, но они не утратили своей актуальности и до сих пор и проявляются повсеместно в современной жизни человека.

Нам представляется, что необъяснимые социальные явления могут быть интерпретируемы как врожденная именно социально-психологическая структура не только в психике отдельной личности, но и всего человечества в целом.

Похожие работы на данную тему