Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне

Название работы: Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

АХД, экпред, финансы предприятий

Страниц:

50 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

1. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов государства 5

1.1. Сущность и необходимость финансовых ресурсов 5

1.2. Виды и источники государственных финансовых ресурсов 10

2. Характеристика финансовых ресурсов России 19

2.1. Денежные ресурсы Министерства финансов и других органов государственной власти 19

2.2. Активы банков с государственным участием 23

2.3. Ресурсы государственных внебюджетных фондов 28

2.4. Средства предприятий, контролируемых государством 32

3. Основные пути повышения эффективности формирования и использования государственных финансовых ресурсов России 38

3.1. Факторы роста государственных финансовых ресурсов 38

3.2. Усиление централизации государственных финансовых ресурсов 41

Заключение 45

Список использованной литературы 48

Выдержка:

Введение:

Эффективность государства во многом определяется тем, как оно распоряжается своими финансовыми ресурсами, которые общество доверило ему в управление. Финансовые ресурсы страны формируются при распределении и перераспределении национального дохода и национального богатства на общегосударственном уровне и используются для образования бюджета и внебюджетных общественных фондов.

Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности государства определяют материальную основу практического реформирования экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев. В настоящее время необходимо в полной мере активизировать потенциал государственного финансового контроля за эффективностью использования централизованных финансовых ресурсов, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности.

Ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры в направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами, способствует повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям.

Обобщая вышесказанное, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного реформирования народного хозяйства России на здоровых рыночных основах роль финансовых ресурсов государства тяжело преувеличить, переоценить. Таким образом, всяческого внимания и серьезной поддержки заслуживает исследование научных основ достижения эффективного механизма функционирования финансовых ресурсов государства.

Целью данной работы является определение факторов роста финансовых ресурсов России в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Глава 3:

Одним из специфических принципов зарубежного бюджетного права является приоритетность публичных расходов. Финансовая деятельность государства направлена на обеспечение его функционирования, поэтому величина требуемых государственных ресурсов обусловлена расходами, идущими на финансирование основных направлений государственной деятельности. То есть при формировании бюджета следует включать в него лишь расходы, необходимые для выполнения государственных задач. В свою очередь, выявить, являются ли те или иные публичные расходы необходимыми, невозможно без использования политического анализа и ценностного подхода. Для этого при составлении бюджета должна быть обеспечена свободная конкуренция за имеющиеся в распоряжении публичной власти финансовые ресурсы.

Сегодня объективно существует необходимость усиления централизации государственных финансовых ресурсов у одного федерального органа исполнительной власти, наделенного Правительством Российской Федерации достаточными полномочиями для осуществления оперативных управленческих функций.

Государственные финансовые ресурсы сегодня находятся в управлении целого ряда министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других. Каждый из них располагает собственной системой органов, ведущих учет государственных финансовых ресурсов и операций с ними на собственных счетах, часть которых открыта в коммерческих банках. Такое положение объективно ведет к распылению денежных средств и, как следствие, лишает возможности оперативного управления государственными финансовыми ресурсами, - во многих случаях они остаются недоступными Правительству Российской Федерации в момент, когда последнее мобилизует ликвидные средства для финансирования бюджетного дефицита. Очевидно, что использование даже части свободных остатков этих средств позволит существенно оздоровить состояние государственных финансовых ресурсов. Одновременно необходимо исключить практику прохождения государственных финансовых ресурсов через счета органов государственной власти, открытых в коммерческих банках как фактора, способствующего давлению на рынок государственных заимствований, а также снижающего их защищенность.

Решению данных проблем отвечает консолидация всех денежных средств государства, включая средства государственных внебюджетных фондов, на одном счете. Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение такой задачи путем организации федерального казначейства.

Заключение:

В заключение работы необходимо обобщить рассмотренный нами материал и сделать ряд выводов.

Как показало исследование, государственные финансовые ресурсы – это денежные доходы и накопления, формируемые в руках государства и предназначенные для целей расширенного воспроизводства, финансирования социальных нужд, потребностей обороны и государственного управления. Основными видами финансовых ресурсов являются денежные ресурсы органов государственной власти, государственные золотовалютные резервы, активы банков с государственным участием, ресурсы государственных внебюджетных фондов, средства предприятий с государственным участием.

В ходе работы выяснилось, что наиболее существенным источником государственных финансовых источников являются налоги. Так, в 2004 году в бюджет поступило налогов и сборов на сумму 3331.92 млрд. рублей, что на 24.7 % больше прошлогоднего уровня. При этом наиболее существенны поступления налога на добавленную стоимость (748.95 млрд.рублей), налога на прибыль предприятий (867.56 млрд. рублей) и налога на доходы физических (574.05 млрд.рублей).

Еще одним видом денежных ресурсов органов государственной власти являются депозиты в Банке России. На настоящий момент остатки средств на депозитах представляют собой астрономическую сумму, часть которой (не менее 50 млрд. долларов) целесообразно направить в экономику в качестве прямых инвестиций и оборотной денежной массы.

В настоящее время в России действует около 860 банков с государственным участием, из них с долей капитала более 25% - около 130 кредитных организаций. Основу их составляют 22 банка где у государства имеет контрольный пакет. Сбербанк является очевидным примером эффективности работы государственного банка, его прибыль больше, чем у крупнейших российских банков вместе взятых. Однако существуют государственные кредитные учреждения с неэффективной кредитной политикой (Промстройбанк, Агропромбанк и Уникомбанк)

В целом анализ работы госбанков за последние десять лет показал, что государство так и не смогло эффективно использовать данный вид финансовых ресурсов. В мировой практике известны два пути повышения эффективности банков: рыночный, когда государство продает свою долю в капитале банков, а взамен получает полноценную банковскую систему с развитыми рыночными механизмами и административный - государство усиливает контроль за деятельностью госбанков. Судя по заявленным планам, правительство РФ намерено идти по второму пути. Кроме того, государственное участие целесообразно сохранить лишь в банках, имеющих стратегическое значение, поскольку, не имея контрольного пакета, государство не может реально влиять на деятельность банка.

Одним из видов государственных финансовых ресурсов являются средства государственных внебюджетных фондов. В соответствии с принятыми нормами, их финансовые ресурсы формируются на 90% за счёт страховых взносов работодателя, однако в последние годы наметилась тенденция в сторону сужения собственной доходной и возрастающей зависимости от поступлений из федерального бюджета. Общая сумма доходов от временного размещения пенсионных средств в государственные ценные бумаги в 2004 году составила 5,7 млрд. руб.

Похожие работы на данную тему