Развитие способностей учащихся на уроках ковроделия

Название работы: Развитие способностей учащихся на уроках ковроделия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

46 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей посредством освоения занимательного материала 5

1.1. Историко – психологический анализ понятия творческие способности 5

1.2. Условия и действия стимулирующие творческие способности учащихся 11

1.3. Особенности творческой деятельности младших школьников 14

Глава 2. Технологические приемы ковроделия 18

2.1. История ковроделия 18

2.2. Этапы изготовления 22

2.3. Цветовое решение 25

2.4. Правила техники безопасности 28

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся посредством занимательных уроков ковроделия 30

3.1. Констатирующий эксперимент 31

3.2. Формирующий эксперимент 33

3.3. Контрольный эксперимент 35

Рекомендации 37

Заключение 38

Список литературы 39

Приложение 40

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческих способностей детей безусловно необходима, так как является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творчества в личностном развитии ребенка, об определении сущности этого понятия.

Однако, не только вопрос об определении понятия «творчество» и «творческие способности» является актуальным, но и вопросы касающиеся методов, приемов развития творческой личности являются в настоящее время главенствующими в психолого-педагогической литературе.

Это объясняет актуальность изучения данной темы «Развития творческих способностей учащихся посредством освоения занимательного материала по теме ковроделие».

В квалификационной работе объектом исследования был у образовательный процесс в начальной школе, а предметом исследования - процесс развития творческих способностей школьников.

Преследуемая цель - теоретически обосновать и на практике проверить процесс развития творческих способностей школьников, посредством занимательного материала по теме ковроделие.

Глава 3:

Цель: развитие личности, ее творческих способностей посредством занимательного материала по теме ковроделие.

Для реализации этой цели мы разработали и апробировали занятия по обучению детей основам ручного ковроделия. В процессе поиска эффективных форм и методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса были разработаны тематические уроки с использованием игровых элементов.

Анализируя опыт работы учителей «Технологии» и свой личный опыт мы пришли к заключению, что, несмотря на практико-ориентированный характер трудового обучения, необходимо больше внимания уделять формированию теоретических знаний за счет использования активных методов обучения, оптимального соотношения теоретических и эмпирических знаний в программном материале. Активизация учебного процесса не должна сводиться только к усилению его практической направленности. Одной из целей обучения является формирование у детей обобщений и понятий, что требует увеличения доли творческого усвоения (В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). При работе с учащимися первоначально следует ориентироваться на формирование эмпирических понятий. На их основе могут быть образованы теоретические понятия, выражающие существенные свойства, признаки, связи, общие для всех предметов данного класса (А.Н. Шимина).

Наряду с тренировкой памяти, мы использовали задания, рассчитанные на догадку, понимание взаимосвязи явлений, предпочтение отдавалось дедуктивным способам рассуждений - от общего к частному, от абстрактного к конкретному, так как для развития творческих способностей имеет значение не только объем знаний и умений, но и процесс их усвоения. Например: сказка о ковре предложенная детям на обсуждение на первом занятии позволила пробудить интерес к данному виду рукоделия и дальнейшему освоению знаний на чувственной основе.

Особое внимание в экспериментальных классах уделяли созданию информационно обогащенной среды, творческой атмосферы. Каждое занятие планировалось таким образом, чтобы обязательно была «изюминка». При изложении материала мы опирались на межпредметные связи и личный опыт учащихся, поощряли вопросы; широко использовали диалоги, беседы, проблемную постановку задач, меняли виды деятельности при индивидуальном подходе к каждому ребенку. Всячески стимулировали самостоятельность и оригинальность в решении как теоретических, так и практических проблем.

Считаем, что воспитательная направленность уроков является важнейшим компонентом всего процесса обучения, обращение к эмоционально-нравственной сфере учащихся имеет огромное значение в формировании мотивации учения, развитии личности в целом, установлении субъект-субъектных отношений.

Заключение:

В заключении обобщим результаты работы:

1. Творческие способности не развиваются в стихийных условиях у всех, а требуют специально организованного процесса, механизма его реализации, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

2. Совокупность выявленных педагогических условий, соблюдение которых, как показывает практика, содействует развитию творческих способностей учащихся, включает в себя: организацию учебной деятельности; создание среды, творческой атмосферы; учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся; наличие образцов творческого поведения, гибкую систему взаимосвязи «учитель-ученик»; высокую организацию.

3. С учетом педагогических условий были разработаны занятия способствующие развитию творческих способностей учащихся. Наличие системности в работе помогает сориентироваться в выборе приемов, методов, средств обучения.

4. Результаты исследования дают основание утверждать, что разработанные материалы достаточно полно обеспечивают организацию и проведение уроков технологии, содействуют эффективному развитию творческих способностей учащихся.

5. На основе материалов исследования выработаны рекомендации по внедрению технологии в учебно-воспитательный процесс с использованием предложенной модели его организации, методического обеспечения с учетом установленной совокупности педагогических условий.

Таким образом, использование использование занимательного материала способствует активизации поисковую активность учащихся, становится движущей силой развития интеллектуальных и личностных качеств.

Похожие работы на данную тему