Исследование мотивации медиков

Название работы: Исследование мотивации медиков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

103 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Психологические аспекты мотивации достижения 6

1.1.Основные психологические теории мотивации 10

1.2.Основные теории мотивации трудовой деятельности 14

I.3. Основные положения теории мотивации достижения 17

ГлаваІІ. Психологические характеристики индивидуальных свойств личности в зависимости от мотивации достижения 24

2.1 Методики исследования 24

2.2 Определение уровня мотивации достижения медработников 26

2.3. Выявление связей между мотивацией достижения и индивидуальными свойствами личности 32

2.5.Выводы 62

Заключение 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Выдержка:

Введение:

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль.

Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных ( В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, М.Ш. Магомед – Эминов, В.С.Мерлин, П.В.Симонов, Д.Н.Узнадзе, П.М. Якобсон, А.А.Файзуллаев ), так и зарубежных авторов ( Дж. Аткинсон, Г.Холл, К.Мадсен, А.Маслоу, Х.Хекхаузен и др.).

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия. Однако, запросы практики: производства, обучения и воспитания требуют разработки данной области психологии. Вопрос о движущих силах, определяющих поведение человека, является одним из основных в различных теоретических концепциях. Некоторые исследователи основными движущими силами считают биологические факторы (инстинкты, потребности человека), другие – социальные; одни исходят из теории одного побуждения, другие – из представления о “каталоге побуждений”. При этом исследователи приводят и различные наборы основных факторов, которые побуждают и направляют поведение человека.

В связи с экономическими изменениями в обществе проблема мотивации деятельности стоит наиболее остро. Мотивация труда является психологическим источником, определяющим не только уровень профессиональных достижений, но и уровень совершенствования личности. Особая роль в формировании отношения к работе принадлежит феномену мотивации достижения. Стремление к успеху и избегание неудач является важным качеством личности, от которого зависят результаты деятельности (Д. Мак - Клелланд; Х.Хекхаузен; Дж.Аткинсон ).

В отечественных исследованиях мотивации достижения придается большое значение как фактору, который в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека, а также удовлетворенность трудом. Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Е.П.Ильин отмечает, что между мотивацией и свойствами личности есть обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а, изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.

Глава 2:

Кроме этого, не было выявлено различий в группах по мотивации к избеганию неудач. Но в группе с низкой мотивацией достижения выявлена обратная зависимость между мотивацией достижения и мотивацией к избеганию неудач. Т.е. данной группе чем ниже мотивация достижения, тем выше мотивация к избеганию неудач.

2. В результате анализа экстраверсии и нейротизма выявлено:

- по экстраверсии есть различия между группой с низкой мотивацией достижения и группой с очень высокой мотивацией достижения. Т.е., испытуемым с низкой мотивацией достижения характерна интроверсия, а испытуемым с очень высокой мотивацией достижения характерна экстраверсия;

- по нейротизму отличается группа с умеренно высоким уровнем мотивации достижения. Здесь нейротизм имеет высокие значения.

3. В результате анализа нейродинамических свойств выявлено:

- по степени выраженности процессов возбуждения и подвижности нервной системы отличается группа с низкой мотивацией достижения. Т.е., у испытуемых с низким уровнем мотивации достижения наблюдается низкая степень выраженности процессов возбуждения и подвижности нервных процессов. По степени выраженности процессов торможения различий между группами нет. Но в группе с очень высоким уровнем мотивации достижения выявлена обратная корреляционная связь (rкр.= - 0,88 (р ≤ 0,05)) между мотивацией достижения и процессами торможения. Т.е. в данной группе с повышением мотивации достижения, снижается сила процессов торможения.

4. В результате корреляционного анализа между мотивацией достижения, мотивацией к избеганию неудач и индивидуальными свойствами личности выявлены следующие связи:

а). В группе с низкой мотивацией достижения:

- положительная корреляционная связь мотивации достижения с фактором А (замкнутость - общительность) (r кр.= 1 при р ≤ 0,05);

- отрицательная корреляционная связь мотивации достижения с фактором О (уверенность в себе - тревожность)(rкр. = -1 при p ≤ 0,05).

- отрицательная связь мотивации к избеганию неудач с фактором А (замкнутость – общительность)(rкр.= -0.94 при

р ≤ 0,05);

- положительная связь мотивации к избеганию неудач с фактором О (уверенность в себе – тревожность)(rкр.= 0,64 при р ≤ 0,05).

Полученные корреляционные связи показывают, что в данной группе низким значениям мотивации достижения соответствуют низкие значения по фактору А (замкнутость – общительность) и высокие значения по фактору О (уверенность в себе – тревожность). Т.е., стремление к достижению связано с необщительностью и тревожностью людей данной группы. Так как мотивация достижения и мотивация к избеганию неудач имеют отрицательную корреляционную связь (rкр.=-0,94), то соответственно высоким значениям мотивации к избеганию неудач соответствуют низкие значения по фактору А (замкнутость – общительность) и высокие значения по фактору О (уверенность в себе – тревожность).

б). В группе со средним уровнем мотивации достижения:

- отрицательная зависимость мотивации достижения с фактором G (подверженность чувствам – высокая нормативность поведения)(rкр. - 0,59 при р ≤ 0,05);

- отрицательная зависимость мотивации достижения с фактором I (жесткость – мягкость)(rкр.=-0,63 при р ≤ 0,05);

- отрицательная связь мотивации к избеганию неудач с фактором Н (rкр.= -0,64 при р ≤ 0,05);

Данные корреляционного анализа показывают, что с повышением мотивации достижения в данной группе, снижаются показатели по фактору G (подверженность чувствам – высокая нормативность поведения) и по фактору I (жесткость – мягкость) т.е., в данной группе стремления к достижению связаны с самоуверенностью и гибкими установками. Отрицательная корреляционная связь между мотивацией к избеганию неудач и фактором Н (робость – смелость) означает, что мотивация к избеганию неудач связана с таким личностным качеством, как социальная смелость и независимость от общественного мнения.

Заключение:

1. В ходе дипломного исследования подтверждена гипотеза о том, что индивидуальные свойства личности оказывают влияние на мотивацию достижения.

2. Проведен контент – анализ литературы, который показал, что существует множество различных точек зрения на понимание мотива, как реального психологического феномена. Рассмотрены следующие психологические теории мотивации: бихевиоризм: теории научения (Дж.Уотсон, К.Спенс); психоаналитические теории (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм); теория Курта Левина; теории мотивации в гуманистической психологии (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу); когтитивные теории (Дж.Роттер, Г.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер), теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н.Леонтьева. Трудовые теории мотивации (Ф.Тейлор, Ф.Герцберг, Д.МакГрегор, В.Вроом). Основные теории мотивации достижения Д.Мак-Клелланда, Дж.Аткинсона, Х.Хекзаузена.

3. Выделены 4 группы испытуемых с различным уровнем мотивации достижения: низкий уровень; средний уровень; умеренно высокий уровень; очень высокий уровень.

4. Выявлено, что низкая мотивация достижения связана с такими индивидуальными свойствами, как возбуждение и экстраверсия. Этих людей отличает от других особые свойства нейродинамики: низкая степень выраженности процессов возбуждения и подвижности нервной системы. По данным теста Кеттелла, им присущи такие личностные черты, как замкнутость, ригидность, тревожность. Можно предположить, что испытуемые с низким уровнем мотивации достижения имеют меланхолический тип темперамента.

Похожие работы на данную тему