Налоговый потенциал на примере Бурятии

Название работы: Налоговый потенциал на примере Бурятии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

82 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА………………………………………………………………..…….5

1.1. Налоговый потенциал: сущность и роль в формировании доходов

бюджета………………………………………………………………………..…….5

1.2. Оценка налогового потенциала…………………………………………..……8

1.3. Проблемы увеличения налогового потенциала региона……………………22

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ………………………………………………….……..32

2.1. Анализ поступлений налогов, собираемых в республике Бурятия….……..32

2.2. Анализ структуры налоговых поступлений по отдельным

видам налогов……………………………………………………………….……...36

2.3. Анализ налоговых поступлений в бюджет разных уровней………………..51

Глава 3. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………………………………………57

3.1. Модель расчета регионального налогового потенциала……………………57

3.2. Методика расчета налогового потенциала муниципальных

образований……………………………………………………………………...…68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….……………84

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Решение важнейшей государственной задачи по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей требует разработки нового научно-методического подхода к количественной оценке налогового потенциала, что является актуальным на современном этапе в России. Выбор показателя, отражающего потенциальную способность генерировать бюджетные доходы, осложняется отсутствием достоверной статистики местной базы: данные часто оказываются неточными или отсутствуют вообще.

Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемой налоговыми базами. Исходной составляющей налогового планирования должно быть определение налоговой базы, которая согласно ст. 52 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и определяется для каждого вида налога. Расчет налоговой базы должен проводиться в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры по каждому виду налогов. При этом налоговое планирование должно основываться на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, а также мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

Весьма некорректным представляется подход к оценке налогового потенциала с помощью показателя фактически собранных платежей в бюджет, при котором на практике образуется разрыв между количеством фактически собранных налогов и потенциальной способностью генерировать бюджетные доходы. Например, регионы, обладающие равными налоговыми потенциалами, могут собирать разное количество платежей из-за разных налоговых ставок или вследствие различной результативности работы налоговых органов. К тому же на объем бюджетных поступлений за счет собственных источников оказывает влияние уровень налоговой дисциплины среди налогоплательщиков.

Глава 3:

Следующим шагом рассчитываем налоговый потенциал МР(ГО) по доходам, зачисляемым в местный бюджет МР(ГО).

На последнем этапе, определяем размер дотации на выравнивание, необходимый для доведения до заслуженного уровня бюджетной обеспеченности каждого МР(ГО), исходя из налогового потенциала по доходам, зачисляемым в местный бюджет МР(ГО).

Для реализации нашего предложения потребуется внести изменения в методику расчета налогового потенциала и дополнить ее следующими понятиями.

Консолидированная бюджетная обеспеченность муниципального района (городского округа) – соотношение между консолидированным индексом налогового потенциала и индексом бюджетных расходов муниципального района (городского округа).

Заслуживаемая бюджетная обеспеченность муниципального района (городского округа) – уровень бюджетной обеспеченности, который определяется на основе консолидированной бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа).

Консолидированный индекс налогового потенциала муниципального района (городского округа) – соотношение между консолидированным налоговым потенциалом муниципального района (городского округа) в расчете на одного жителя и аналогичным показателем в среднем по всем бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия

Консолидированный налоговый потенциал муниципального района (городского округа) – оценка доходов, которые могут быть получены в бюджетную систему Республики Бурятия на территории муниципального района (городского округа).

Соответственно, методика распределения дотаций из республиканского бюджета Республики Бурятия изменится следующим образом.

Общий объем дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (далее – ФФПМР) соответствующему муниципальному району (городскому округу) определяется суммированием средств, распределенных на первом и втором этапах, по формуле:

Заключение:

Таким образом, немаловажное значение имеет теоретическое обоснование и практическая реализация финансового потенциала регионов, наиболее существенной частью которого является налоговый потенциал. В широком смысле "налоговый потенциал" - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле "налоговый потенциал" представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов - как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.

В расчете налогового потенциала наибольшее распространение на практике получает комбинация подходов: косвенного метода, на основе способа относительных величин, и/или прямого метода, основанного на оценке репрезентативной налоговой системы с использованием регрессионного метода.

Управление налоговым потенциалом региона призвано способствовать получению территориями удовлетворительно стабильных или прогрессивно возрастающих доходов, добиваясь по мере возможности их самодостаточности при реализации финансовых обязательств перед различными субъектами хозяйствования и населением.

Следует отметить, что ни один из методов оценки налогового потенциала не в состоянии полностью учесть экспорт налогового бремени. Тем не менее, можно утверждать, что оценка по методу репрезентативной налоговой системы в большей степени способна учесть подобный экспорт. При этом ни один из методов оценки налогового потенциала не учитывает взаимозависимость между налоговыми ставками в разных регионах.

В ходе анализа налоговых поступлений в республике Бурятия выявили, что фактические объемы поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ с территории Республики Бурятия неуклонно растут. В 2001-2005 годы были отмечены стабилизацией государственных финансов Республики Бурятия. Темпы роста доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2005 г. к 2001 г. составили 193,3 %.

Основным фактором увеличения поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ является, в первую очередь, стабилизация социально -экономического положения в республике. Главным итогом является реальное повышение уровня жизни населения, стабилизация и рост производства в основных отраслях экономики, создание предпосылок для дальнейшего развития реального сектора экономики и социальной сферы.

Похожие работы на данную тему