Библейские сюжеты в творчестве русских художников

Название работы: Библейские сюжеты в творчестве русских художников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Культурология

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

1. РОЛЬ БИБЛИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 5

1.1. Библейские сюжеты в живописи известных мастеров 5

1.2. Сюжеты в Ветхого Завета в изобразительном искусстве 15

1.3. Голгофа в изобразительном искусстве 17

1.4. Сюжет Троицы в изобразительном искусстве 17

1.5. Сюжет с Авраамом в изобразительном искусстве 19

1.6. Марк Шагал «Жертвоприношение Исаака» 21

2. БИБЛИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

2.1 Библейские сюжеты в живописи русских художников 24

2.2. Библейские сюжеты Александра Иванова 35

3. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ КРУГ ПОЛЕНОВА 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Выдержка:

Введение:

Формулировка "Библейские мотивы" включает в себя, на правах обобщающей, такие мотивы, как христианские, евангельские, так как эти названия берут свое начало из книг Нового Завета.

Библейские мотивы относятся к философско-символическим мотивам. Библейские мотивы могут быть также своеобразным, историко-культурным комментарием к текстам святого писания.

Библейские мотивы входят в изобразительное искусство разными путями, получают разную художественную разработку. Но они всегда дают творчеству духовно восходящее направление, ориентируют его на абсолютно ценное.

У многих художников это принимало и принимает несколько форм, зачастую сочетающихся в одном произведении.

Во-первых, форму лирического переживания, религиозных состояний и настроений в многообразии и их интимно-психических оттенков. Картины рождаются или могут рождаться из молитвенных движений души. Точно так же покаяние, вера в милосердие Божие, надежда на спасение, христианская любовь, мистическое созерцание, пророческое прозрение - всему этому изобразительное искусство умеет дать богатое смыслом и эмоциональными красками выражение.

Во-вторых, форму наглядного, красочного воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божьем.

В-третьих, форму художественного истолкования лиц и сюжетов из Библии.

В-четвертых, форму отображения живой религиозной жизни народа, ее религиозно-мистического опыта, нравственных и эстетических идеалов, воспринятых народным сознанием из библейских источников (из православия).

Глава 3:

В отличие от них, сам Поленов никогда и не скрывал приверженности к гуманистическим умонастроениям своего времени. В одном из писем к жене, размышляя, в частности, о западниках, он писал: «В них, что меня привлекает, это человеческая сторона, которая преобладает над национальной. В этом главная их сила и превосходство над славянофилами» .

Еще в самом начале его творческого пути, словно предвидя дальнейшее развитие прозападнических позиций в художественном сознании Поленова, В. В. Стасов как-то заметил ему: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и все вообще российское. У Вас склад души ничуть не русский... Мне кажется, что Вам бы всего лучше жить постоянно в Париже или Германии... Разве только с Вами совершится какой-то неожиданный переворот» . И хотя не все так просто и однозначно в искусстве мастера, тем не менее, переворота не произошло. И даже более того. Становится понятным, почему же такой живой отклик вызвало у Поленова знакомство с популярной и неоднократно издававшейся уже тогда книгой Ренана «Жизнь Иисуса», со страниц которой ее главный герой и предстает как простой человек. «13-е издание Ренана, — писал художник сестре в 1884 году, — столько проливает света и столько дает теплоты, что я давно не испытывал таких живых впечатлений от чтения книги» . Эти «впечатления» и стали мощным импульсом к созданию цикла, названного автором «моим евангельским кругом» . Все в этом «круге» с самого начала развивалось вполне органично, и выход на предложенное Поленовым видение Христа как «настоящего, живого человека... со всеми человеческими чертами» был также вполне закономерен. Гуманистическое восприятие бога делало его образ, по признанию самого Поленова, «несравненно более» для него «привлекательным, трогательным и величественным» . Вот та основа, на которой сформировалось художественное кредо мастера: «...чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности» .

Скажу сразу же, что именно таким и был воспринят современниками поленовский Христос — «не Богом, а человеком с огромной душой» (Вересаев). Правда, не все согласились с предложенной трактовкой, но их было меньшинство, и голос их остался не услышанным.

Заключение:

В 1980-е годы мировая гуманитарная наука открыла для себя большое явление русской культуры конца XIX – начала ХХ века. Русское изобразительное искусство.

Не возможно не видеть в русском религиозном искусстве конца XIX – начала XX столетия явление родственно-коренное русской религиозной мысли того же времени. Как и в русской философии, в русском искусстве сфера, связанная с церковью, впервые после XVII века приобретает самостоятельное значение, впервые выдвигается на первый план, впервые обретает стилеобразующий характер. В разных областях, включая и музыку, ренессанс религиозного искусства начинается одновременно, и главное – одновременно появлению трудов, ознаменовавших зарождению русской религиозной философии.

Второе, не менее важное обстоятельство, – общность проблематики, общность истоков, единый центр, вокруг которого группируются представители нового религиозного искусства и духовной мысли, а также очевидный интерес многих религиозных философов к практике древнерусского и нового храмового строительства и занятиям вопросами изобразительного искусства и архитектуры. И наоборот – обращение религиозных художников к работам отечественных философов, общение с ними, литературные труды художников и архитекторов (А. В. Щусева, Н. К. Рериха, С. И. Вашкова и др.), посвященные проблемам религиозного искусства, – все это дает основание говорить о возникновении нового, покоящегося на основе православия, неизвестного более раннему времени единого культурного пространства. Тенденции, ранее всего выразившиеся в славянофильстве и храмовом зодчестве в русском стиле, с конца XIX века приобретают всеобщность. Все это и дает основание связывать русский религиозный ренессанс не только с философией, а в такой же мере – религиозным искусством.

Новая, резко возросшая роль религиозного искусства связана с мировоззренческим переворотом. Будучи прямым результатом пересмотра господствовавших в среде интеллигенции в 1860-е – 70-е годы духовно-этических ценностей, он сказался, в первую очередь, в изменении отношения к религии. Всплеск неоромантических настроений в 1880-е годы как явления всемирного приобрел благодаря событиям российской истории (таким как народническое движение, великие реформы, наконец, убийство царя-реформатора) неповторимый отпечаток и своеобразие. С убийством Александра II и вызванным этим событием сложным комплексом социально-этических проблем связано в той или иной мере становление и развитие русской религиозной философии, трансформация религиозного искусства, новый подход к теме Христа в русской живописи. Достаточно привести в пример хорошо известные факты. Три больших и очень разных художника: В. В. Верещагин, В. Д. Поленов, Н. Н. Ге в начале 1880-х годов обращаются к христианской теме. Монументальные полотна Верещагина и Поленова связаны так или иначе с проблемой права людей распоряжаться жизнями других из-за идеологических разногласий.

Похожие работы на данную тему