Проблемы психосоциальной готовности ребенка к школе

Название работы: Проблемы психосоциальной готовности ребенка к школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 9

1.1. Готовность к школьному обучению как социальный феномен 9

1.2. Особенности психосоциального развития ребенка в дошкольном возрасте 15

1.3. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка 26

Выводы по первой главе 38

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 39

2.1. Организация и методики исследования 39

2.2. Результаты диагностики психосоциальной готовности детей к школе 41

2.3. Коррекционно-развивающая программа профилактики социальной дезадаптации детей школьного возраста 49

Выводы по второй главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

ЛИТЕРАТУРА 57

Выдержка:

Введение:

Сегодня стало уже аксиомой, что формирование у детей старшего дошко-льного возраста психосоциальной готовности к обучению в школе невозможно без учета особенностей социальной среды, в которой он находится. Школьная зрелость, психологичес¬кая готовность к школе, социальная среда, в которой развивается ребенок, эти понятия рассматриваются и используются для обозна-чения уровня психического развития ребенка, обеспечивающего дальнейшую благоприятную адаптацию к школе.

К концу дошкольного возраста взрослый становится непререкаемым ав-торитетом, образцом для подражания. Поэтому, важное значение для психосо-циальной подготовки ребенка к школе имеют значимые для него взрослые, и, особенно, родители, семья.

В целом события, произошедшие в России в конце XX столетия, обруши-ли на детей и их родителей проблемы, которых они не знали ранее. Сложилось острое про¬тиворечие между необходимостью обеспечить нормальную жизне-деятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями боль¬шинства семей.

Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровожда-ется их значительной дифференциацией, концентрацией малообеспеченности в многодет¬ных семьях, в молодых семьях с маленькими детьми, в семьях с деть-ми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди раз-личных категорий населе¬ния в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми.

Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной не-доста¬точного (по качеству, а в малообеспеченных семьях и по количеству) пи-тания, про¬ведения некачественного лечения, снижения пользования услугами сферы образова¬ния, физической культуры и спорта, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, плохой посещаемости зрелищных, культурных, спортивных мероприятий для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.

В сегодняшней России семья и семейные отношения подвергаются осо-бой опас¬ности. Проблемы основной массы современных российских семей хо-рошо извест¬ны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроен-ность, безработи¬ца, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межлич-ностных отношений, от¬сутствие взаимоуважения, пьянство.

Важной проблемой семьи является полноценная реализация воспитатель-ной функции. У родителей остается все меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребно-стей семьи, а также с возвращением в семью многих видов работ, ранее выпол-нявшихся сферой услуг.

В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут асоци-альный образ жизни, и т. д.

В результате нарушаются психологические связи между ребенком и ро-дителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидаль-ным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Глава 2:

Методологической основой программы послужили методические реко-мендации авторов книг: Н.В.Клюевой, Р.В.Касаткиной «Учим детей общению», Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В.Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг».

Цель: преодоление социальной дезадаптации детей.

Задачи:

Программа направлена также на развитие средств самопознания тревож-ных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позво-ляющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст явля-ется благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анали-зировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.

Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитывается на срок 5 не-дель.

Участники программы: старшие дошкольники и младшие школьники.

Место проведения. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно распола-гаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьно-го урока. Занятия проводились два раза в неделю. Каждому ребенку обеспечи-валась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требо-вало специальных материалов: понадобились только тетради для рисования и записей (на время перерыва между занятиями хранились у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек.

Ожидаемый результат: нормализация эмоционального состоянии детей, оптимизация межличностных отношений.

Программа была реализована в три этапа:

1. Ориентировочный (2 занятия)

2. Реконструктивный (6 занятий)

3. Закрепляющий (2 занятия)

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, ус-воение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов меж-личностных отношений.

Заключение:

В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:

1) дана оценка состоянию проблемы формирования психосоциальной готовности старших дошкольников к обучению в школе на основе изучения и анализа психолого-педагогической и теоретико-методической литературы;

2) подобраны диагностические методики и проведено диагностиче-ское исследование психосоциальной готовности старших дошкольников к обу-чению в школе;

3) разработана коррекционно-развивающая программа по профилак-тике социальной дезадаптации.

В результате нашего исследования были установлены следующие взаи-моотношения:

- между отношением к школе в семьях воспитанников и трудностями об-щения дошкольников со сверстниками;

- между уровнем взаимоотношений со сверстниками и взаимоотношений с чужим взрослым (учителем, педагогом, воспитателем).

Таким образом, было выявлено, что взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и отношение к школе являются компонентами и значимыми показа-телями психосоциальной готовности детей к школе.

Полученные результаты подтвердили правильность выводов исследова-ния и правомерность использования выбранного диагностического инструмен-тария.

Таким образом, было доказано, что психосоциальная готовность ребенка к школе выражается в умении ребенка устанавливать контакты со сверстника-ми и учителями, а так же в характере его отношения к школе, которое опреде-ляется в семье.

Итак, цели и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза получала эмпирическое подтверждение.

В государственной политике и в общественном сознании российского на-селения отсутствует понимание механизмов взаимосвязи экономики, социаль-ной и культур¬ной жизни семьи и ребенка. Речь идет не столько о социальном обеспечении в па¬терналистском значении этого слова, сколько о необходимо-сти реализации собст¬венной активности детей и взрослых. Решение экономиче-ских и социальных про¬блем невозможно без определяющего влияния духовной и нравственной составляющей жизнедеятельности граждан России.

Укрепление семейных отношений приобретает сегодня все большее зна-чение. Поэтому исключительно важно положение Плана действий по осущест-влению Все¬мирной декларации о том, что "для всестороннего и гармонического развития лич¬ности дети должны расти в семейных условиях, в атмосфере сча-стья, любви и пони¬мания".

В семье проявляют себя все содержательные противоречия социальной жизни человека, и они имеют возможность разрешаться на качественно ином уровне, чем уровень государства. Взаимная любовь и поддержка членов семьи делают семью уникальным социальным институтом, когда любая проблема ре-шается с точки зре¬ния максимального учета достоинства и интересов обеих сторон. Гармоничные се¬мейные отношения позволяют разрешить "вечные" противоречия между насилием и свободой, эгоизмом и альтруизмом, духовным и материальным, жизнью и смертью, старым и новым и т. д. Лишь научившись любви дома, человек становится лично¬стью, способной включить в сферу своих забот интересы гражданского общества, то есть завершить свою позитивную социализацию.

Похожие работы на данную тему