Система внутреннего контроля в банке: критерии и оценки эффективности, пути совершенствования

Название работы: Система внутреннего контроля в банке: критерии и оценки эффективности, пути совершенствования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

96 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 6

Глава 1 Основы внутреннего контроля в коммерческим банком 10

1.1. Понятие, цели, задачи и классификация видов внутреннего контроля в коммерческих банках. 10

1.2. Место, роль и значение внутреннего контроля в коммерческом банке. 17

1.3. Система информационного обеспечения внутреннего контроля. 21

1.4. Зарубежный и российский опыт развития внутреннего контроля в коммерческих банках. 25

Глава 2. Критерии оценки деятельности банка в финансовом аспекте 31

2.1.Особенности деятельности и нормативно-правовое обеспечение внутреннего контроля в ОАО«Дальневосточном коммерческом банке». 31

2.2. Критерии оценки эффективности системы внутреннего контроля в банке 38

2.3. Влияние внутреннего контроля на эффективность работы коммерческого банка. 47

Глава 3. Пути совершенствования системы внутреннего контроля в банке 54

3.1. О совершенствовании законодательной и правоприменительной практики в банковской сфере. 54

3.2. Необходимость, и пути совершенствования системы внутреннего контроля банком 65

Заключение 73

Список использованной литературы 77

Приложение 84

Выдержка:

Введение:

Тема дипломной работы «Система внутреннего контроля в банке: критерии и оценки эффективности, пути совершенствования (на примере ОАО «Дальневосточный коммерческий банк»).

Актуальность темы. Переход банковского сектора России на международные стандарты учета и финансовой отчетности и внедрение в практику принципов корпоративного управления требуют от банков всестороннего интенсивного развития, это является одним из важнейших аспектов деятельности внутреннего контроля.

Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности, как фактора предотвращения кризиса, банки должны:

1) осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;

2) соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные банком России;

3) организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.

Основной целью банковского регулирования и контроля в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед органами внутреннего контроля в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления контроля за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности органов внутреннего контроля был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.

В данной работе объектом исследования на эффективность внутреннего контроля представлен один из банков Приморья – ОАО «Дальневосточный коммерческий банк».

Целью работы является на примере ОАО «Дальневосточный коммерческий банк» рассмотреть необходимость наличия эффективной системы внутреннего контроля за потребностью в повышении эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, управления рисками, управления активами и пассивами, обеспечение достоверности, полноты и прозрачности финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности, соблюдении требований федерального законодательства и нормативных актов, стандартов банковской деятельности и норм профессиональной этики, внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность.

Глава 3:

Становление и развитие банковской системы не может не затрагивать такой стороны вопроса, как наличие банковского риска. Денежный рынок относится к сфере обращения, а современные российские коммерческие банки — наиболее активное и мобильное звено сферы обращения. Коммерческие банки являются профессиональными участниками финансового рынка, причем одновременно различных его секторов. Банки стремятся сохранить достигнутый уровень прибыльности, поэтому в первую очередь озабочены проблемами поиска рационального сочетания прибыльности и минимизации рисков. Коммерческие банки не только формируют рынок кредитов, рынок ценных бумаг и валютный рынок страны, принимают участие в создании и функционировании товарных, фондовых и валютных бирж, но они так же являются обладателями необходимой информации о финансовом положении предприятий и организаций, конъюнктуре фондового, кредитного и валютного рынков Российской Федерации.

Анализируя риски коммерческих банков России на современном этапе, надо учитывать :

-незавершенность формирования банковской системы;

-отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов, несоответствие между правовой базой и реально существующей ситуацией;

-кризисное состояние экономики переходного периода, которое выражается падением производства, финансовой неустойчивостью многих организаций, уничтожением рядя хозяйственных связей;

-неустойчивость политического положения ;

-высокий уровень инфляции, переходящей в гиперинфляцию.

Данные обстоятельства вносят существенные изменения в совокупность возникающих банковских рисков и методов их исследования. Однако это не исключает наличия общих проблем возникновения рисков и тенденций динамики их уровня.

Как показывает опыт деятельности наиболее крупных, динамичных и рентабельных кредитных институтов России, их прибыльная работа основывается на следующих важнейших факторах:

-гибкой рыночной стратегии;

-высокой надежности;

-постоянном повышении качества обслуживания клиентов.

Расширению клиентуры, повышению конкурентоспособности и росту финансовых результатов в значительной степени способствуют предоставление все более льготных для клиентов условий расчетно-кассового обслуживания, открытие ряда новых филиалов и отделений, оптимизация организационной структуры коммерческих банков и их подразделений, внедрение новых банковских продуктов, активная работа с акциями самих коммерческих банков на вторичном рынке ценных бумаг, проведение успешных операций с государственными ценными бумагами и на рынке краткосрочных кредитов. Важным достижением крупных российских коммерческих банков является также разработка и создание собственных информационных технологий, подключение к международным системам СВИФТ и Рейтер-дилинг.

Заключение:

Внутренний контроль - деятельность по проведению независимой, объективной оценки и предоставлению консультаций, задачей которых является повышение эффективности и надежности операций банка. С его помощью банк достигает своих целей на основе систематического и последовательного метода оценки и повышения эффективности управления риском, контроля и процесса управления.

К числу важнейших задач, которые должны решаться внутренним контролем, в первую очередь, относятся:

► совершенствование системы внутренних нормативных документов, определяющих полномочия, правила, процедуры принятия решений, затрагивающих интересы банка, его собственников (акционеров, пайщиков) и клиентов;

► выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России, а также внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность;

► совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности;

► обеспечение сохранности имущества банка;

► обеспечение эффективного управления рисками банковской деятельности;

► совершенствование системы внутреннего контроля;

► обеспечение эффективной системы внутрибанковского хозяйственного расчета;

► совершенствование информационного и аналитического обеспечения процессов управления и контроля;

► принятия своевременных и эффективных мер для устранения выявляемых недостатков и нарушений в деятельности банка;

► совершенствование взаимоотношений банка с клиентами;

► поддержание высокого профессионального уровня персонала банка.

При всем единстве сущности контроля в теории и на практике различают множество его видов. Внутренний контроль в коммерческих банках классифицируется по следующим направлениям:

► в зависимости от специфики решаемых задач следует различать: административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий;

► в зависимости от специфики решаемых задач следует различать: административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий;

► в зависимости от объемов и полноты охвата контролем - полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный;

► в зависимости от времени совершения контрольных действий - предварительный, текущий и последующий;

► в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль - документальный, фактический и компьютерный;

Кризисные явления, переживаемые сегодня российской экономикой в целом и финансовой системой в частности, безусловно, негативно отразились на финансово-хозяйственной деятельности всех российских коммерческих банков. Эпицентром финансового кризиса стали крупнейшие, так называемые системообразующие банки. Большая часть этих банков фактически неплатежеспособна. А это не может не оказывать отрицательного воздействия на финансовое состояние тех банков, которые за счет проведения осторожной и взвешенной финансовой политики, основанной на принципе диверсифицированного подхода к осуществлению всех активных операций, не прекращают выполнять своих обязательств. В разряд таких устойчивых банков сегодня можно отнести, главным образом, средние и малые, которые имеют жесткий бюджет, экономят на трудоемких и капиталоемких операциях, прежде всего, операциях с частными вкладчиками, более строго подходят к выполнению экономических нормативов.

Акционерный коммерческий Дальневосточный банк создан 20 ноября 1990 года. Банковская лицензия № 843 выдана ЦБ РФ 19.06.1991 г., так же банк имеет генеральную лицензию ЦБ РФ от 9 июля 1997 г., лицензию на право совершения операций с драгоценными металлами, лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, является официальным уполномоченным банком Федерального управления по делам о несостоятельности.

Похожие работы на данную тему